Н.В. Чиплакова на обсуждении вопросов национальной безопасности 26 сентября в Общественной палате России

Опубликовано: 11.06.2010

26 сентября в Общественной палате России состоялось широкое обсуждение вопросов национальной безопасности страны. Специальное приглашение для участия в этом авторитетном форуме получили представители государственных учреждений и общественных организаций Северной Осетии. О содержании мероприятия «СО» рассказала один из его участников – руководитель Архивной службы республики Нина ЧИПЛАКОВА.

26sent-2.jpg

– Нина Владимировна, чем была вызвана заинтересованность организаторов слушаний в Общественной палате России в участии представителей нашей республики?
– Примерно в середине сентября Северную и Южную Осетии посетила делегация комиссии Общественной палаты России по делам ветеранов во главе с ее председателем Александром Каньшиным. По итогам поездки во Владикавказе прошло расширенное выездное заседание комиссии, и участники этой встречи смогли дополнить свои свежие впечатления от увиденного в Южной Осетии архивными материалами нашей экспозиции.

Как уже писала «СО», сотрудники нашей службы подготовили выставку документов по истории Южной Осетии за сто лет, хранящихся в республиканском госархиве. Так вот, на наших гостей документы произвели столь сильное впечатление, что они попросили выставить их у себя в Общественной палате в Москве, где готовилась большая дискуссия.
Ее темой были различные аспекты национальной безопасности России, но конфликт в Южной Осетии имеет столь большое геополитическое значение, что фактически оказался в эпицентре проблемы. Поэтому члены Общественной палаты посчитали необходимым выслушать представителей двух братских республик, получить информацию «из первых рук». Как оказалось, участие председателя Совета ветеранов Северной Осетии Солтана Каболова, «Нашей Осетии» Вячеслава Лагкуева и мое было совершенно не лишним.

– В чем именно это проявилось и как в целом проходила дискуссия?
– Открылось и завершилось обсуждение пленарными заседаниями Общественной палаты, которые вел ее секретарь академик Евгений Велихов. Между ними шли собственно обсуждения отдельных составляющих безопасности – оборонной, социальной, внешних угроз и информационной. Мы принимали участие в работе последней секции под председательством известного телеобозревателя Николая Сванидзе.
Участниками нашей дискуссии стал цвет интеллигенции страны поэт Андрей Дементьев, редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев, адвокат Анатолий Кучерена, правозащитница Алла Гербер… А вообще в подготовке слушаний в течение года принимали участие 70 общественных организаций страны, Совет безопасности, МИД, Российская академия госслужбы и так далее.
Уровень подготовки и обсуждения был необыкновенно высоким, и удивительно, что о каких бы аспектах безопасности ни шла речь, разговор обязательно сворачивал на последние события в Южной Осетии. Однако уровень информированности о них даже этих весьма достойных людей порой вызывал недоумение. В частности, один из участников задался вопросом: а вообще был ли геноцид осетин? Пришлось активно вмешаться и попросить слова…

– Какие же аргументы вы привели?
– Прежде всего за нас говорили те самые подлинные исторические документы о событиях 1920 года, которые мы выставили в фойе палаты. Мы также привезли документальный фильм о блокаде Южной Осетии в 1991 году. Ну, и пришлось восполнить пробелы отдельных участников дискуссии в далекой и современной истории южных осетин горькой статистикой погибших и беженцев.
Во время наших выступлений в зале стояла просто мертвая тишина, но зато потом многие подходили и благодарили нас за правду, оставляли такие же записи в книге отзывов выставки… Наше общение продолжалось и в кулуарах заседания.

26sent.jpg

– Что говорилось об исторических перспективах осетино-грузинских отношений?
– Подавляющее большинство участников слушаний прекрасно знают и Северный, и Южный Кавказ. Известный телеведущий Максим Шевченко считает, что между двумя народами – осетинами и грузинами отношения наладятся довольно скоро, если только этому не будут мешать «отмороженные» купленные политики. Никто не ставит знак равенства между ними и народом Грузии в целом.
Он это прекрасно проиллюстрировал примером восстановления отношений между осетинской и ингушской молодежью – студентами московского вуза, где преподает Максим. Недавно они поделились с ним своими идеями создания некоего совместного проекта, – значит, доконфликтное восстановление отношений не только возможно, но уже идет!
Прекрасно на эту тему выступил архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. В качестве другого примера выступают взаимоотношения осетин и грузинской общины в нашей республике, где почти 110 лет работает грузинская школа.
Одним словом, наше участие в работе Общественной палаты было необыкновенно интересным и полезным для нас, и, как выяснилось, стало органичным дополнением видения проблем Кавказа столичными общественными деятелями. Все это еще раз доказало сложность происходящих здесь процессов и необходимость непосредственного, личного знакомства с ними для их успешного разрешения.


В. РЯЗАНОВ