Четоева Диана Артуровна, Волкова Анна Дмитриевна, Бестаева Валерия Эриковна

Опубликовано: 18.06.2015

 

 

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №108 имени Ю.В.АНДРОПОВА Г. Моздока

Пусть мужество ваше нам будет примером

 

Авторы работы:

Четоева Диана Артуровна (14 лет, ученица 8 класса),

Волкова Анна Дмитриевна (14 лет ученица 8 класса),

Бестаева Валерия Эриковна (14 лет, ученица 8 класса)

Адрес проживания:

363750, РСО -Алания г.Моздок, микрорайон ДОС,8/4; 363750, РСО -Алания г.Моздок, ул. Ленина 18, кв. 59; 363750, РСО -Алания, г. Моздок, ул.Маркова 1, кв.28

Адрес школы:

363755 РСО -Алания г. Моздок, ул. Вокзальная 34, тел (86736) 4-12-74: е-mail: mozdok108@bk.ru

 

Руководитель работы: Котлярова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, тел: (86736)5-05-07; 89282353614

Содержание 

 Введение

Глава I. О ратных подвигах участников Великой Отечественной войны

«На дорогах войны застывает эпоха…»

«Воздушные рабочие войны»

Глава II. О судьбах советских солдат, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны

«Предчувствие войны»

«Мы не погибли, мы просто ушли в небеса…»

Глава III. Судьба советских военнопленных в немецких концлагерях

«Наверно, есть ещё места, когда-то проклятые Богом…»  

«Позабыть такое невозможно…»

«Обреченные на смерть…»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Стр.

 3

5

9

 11

13

 

 

18

21

24

26

27

28

Введение

       В 2015 году наша страна отметила знаменательную дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но, пожалуй, впервые подготовка к годовщине Победы проходила в условиях попыток пересмотра истории, итогов и результатов той великой войны. Все, что казалось еще десять лет назад бесспорным, сегодня подвергается сомнению. А ведь мир не должен забывать об ужасах войны, страданиях и гибели миллионов. Этим и обусловлена актуальность темы нашего исследования.

Мы заинтересовались судьбами советских солдат и офицеров, выпускников нашей школы, для того, чтобы соприкасаясь с жизненным опытом людей, почувствовать прочность духа и моральную стойкость участников тех великих событий. Исследование в этом направлении проводила Диана Четоева.

Победа в Великой Отечественной войне досталась советскому народу очень высокой ценой. Судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов. Из 46 ушедших на фронт выпускников школы №8 (ныне №108) г. Моздока 26 остались лежать на полях сражений, трое воинов считаются пропавшими без вести. Более глубоко разрабатывала указанную тему Анна Волкова.

Войны без пленных не бывает. А трагическая судьба этих людей исследована недостаточно, особенно на их малой родине. Те, кому удалось вырваться из немецкой неволи, попадали в объятия ГУЛАГА, а вернувшись оттуда, хранили молчание. Каждый ли поймет ту боль, которая запеклась в сердце солдат, прошедших плен, где фашисты убивали их физически и морально. Каждый ли поймет тяжелую тоску и отчаяние людей, вынужденных уже после войны доказывать своим, усомнившимся в их честности и порядочности, что они не предатели, не «малодушные, трусливые элементы». Изучением этого материала занималась Валерия Бестаева.

Новизна работы состоит в том, что при наличии в школе музея письменным оформлением военной истории школы никто не занимался. У нас нет печатного или рукописного документа, позволяющего полно, глубоко, содержательно познакомиться с судьбами выпускников предвоенных лет.

Цель работы: изучить военные страницы истории школы №108 г. Моздока и рассказать

1)                о выпускниках, вынесших все тяготы военной поры, являющихся примером любви и преданности своему Отечеству;

2)                о выпускниках, пропавших без вести в годы войны;

3)                о выпускниках и учителях школы, попавших в плен, о трагических страницах их пребывания в фашистских концлагерях.

Для проведения исследования мы наметили следующие задачи:

1)                изучить архивные материалы, материалы школьного музея, официальные документы;

2)                установить связь с родственниками участников Великой Отечественной войны, записать их воспоминания;

3)                провести поисковую работу (фотографии, документы, видеоматериалы)

4)                систематизировать и описать всю информацию.

Гипотеза исследования. Если мы расскажем о ратных подвигах выпускников нашей школы, то это будет вкладом в дело патриотического воспитания подрастающего поколения, которое должно знать, чтобы гордиться героическим прошлым своей Родины. Восстановив военную судьбу солдат, пропавших без вести на фронтах войны, мы внесем свой вклад в дело увековечивания их памяти, поможем родственникам в поиске информации о близких людях.

Объект настоящего исследования – учителя и выпускники школы №108 – участники Великой Отечественной войны.

Предмет исследования – влияние войны на судьбы этих людей.

В работе использованы следующие методы исследования: поисковый, интервьюирование; анализ архивных материалов и публицистики, их систематизация и обобщение, беседы с сотрудником школьного музея, компьютерная обработка материала.

Источниками информации для данной работы послужили письменные свидетельства участников событий, документы Центрального Архива Министерства обороны «Мемориал», «Подвиг народа», база данных Объединения «Саксонские мемориалы», материалы школьного архива, различные Интернет-ресурсы.

Данное исследование можно использовать в рамках проведения разнообразных исторических мероприятий, в курсе изучения краеведения. Оно может послужить теоретическим основанием для соответствующего раздела экспозиции школьного музея, стать источником информации для родственников участников войны. В этом и заключается практическая значимость работы.

 

Глава I. О ратных подвигах участников Великой Отечественной войны

1)    «На дорогах войны застывает эпоха…»

В аттестатах отметок не ставят за смелость, За любовь к своей Родине, дружбу и честь.

Им в боях довелось проверять  Свою зрелость, и отметок таких невозможно учесть.

Крюкова Н.С.

Фотографии Шевченко Петра Харитоновича ещё нет в школьном музее. И сведения о его жизни очень скромны. Поисковая работа только начата. Сам герой исследования, прошедший всю войну, завершивший её в Берлине, в 2012 году ушел из жизни. Его доблестный боевой путь – предмет гордости детей, внуков и правнуков.

Мы установили, что Петр Харитонович родился в Моздоке в 1918 году. Он был средним из трех сыновей, появившихся в семье. В 1933 году окончил железнодорожную фабрично-заводскую школу- семилетку и уехал в Таганрог к старшему брату Василию, студенту ремесленного училища. Город юноше понравился. Он устроился работать на одно из местных предприятий. С этого момента началась трудовая биография Петра.

Известие о начале войны он получил на боевом посту, так как за месяц до потрясших страну событий был призван в ряды РККА.

В апреле 1942 года в Калинине (ныне Тверь) была сформирована 3-я гвардейская мотострелковая бригада. В апреле-августе 1942 года она являлась частью 3-го танкового корпуса, а в сентябре была переформирована в 3-ю механизированную бригаду и включена в 3-й механизированный корпус. В составе бригады участвовал в сражениях и Петр Шевченко. 16 июня 1942 года он был ранен, предположительно в боях на ржевском направлении.

Название бригады, в которой служил Петр, неоднократно менялось. К 1945 году она именовалась 20-й Гвардейской механизированной Залещицкой ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова, ордена Б.Хмельницкого бригадой и входила в 8-й Гвардейский механизированный Прикарпатский Краснознаменный корпус. Стоит отметить, что до ноября 1943 года бригада находилась в Резерве Верховного Главнокомандования, затем была направлена на 1-й Украинский фронт. А с декабря 1944 года и до окончания войны находилась в составе 1-го Белорусского фронта.1

По воинской специальности Петр Шевченко был наводчиком противотанкового ружья (ПТР). С этим оружием, конечно, легко управлялся и один боец-бронебойщик. Тем не менее, расчет ПТР составляли два солдата: наводчик и помощник наводчика. Помощник подавал наводчику патроны, помогал переносить ружьё и боекомплект к нему, отрывать окопы, вести наблюдение за противником, а при необходимости и сам вел стрельбу из ПТР. В условиях сложной обстановки боя, когда на солдат, находящихся в окопах, накатывались лязгающие и ведущие интенсивный огонь бронированные машины противника, необходимо иметь большую смелость, чтобы не поддаться панике, тщательно прицелиться, выждать, когда танк подойдет на более выгодную дистанцию, и выстрелить. Бой на коротких дистанциях части приводил к гибели истребителей танков. Поэтому наряду с оружием солдату требовалось большое личное мужество. А его, как оказалось, Петру Шевченко было не занимать.

24 января 1945 года в боях за станцию Пушино «гвардии красноармеец П.Х. Шевченко показал образец отваги и мужества». Противник вел сильный пулеметный огонь, не давая советской пехоте перейти железнодорожные пути. Петр Шевченко обнаружил огневую точку противника и метким выстрелом из оружия поразил вражеский пулемет. Советские бойцы двинулись вперед. В этом же бою отважному бронебойщику удалось уничтожить 11 немецких солдат.1 Командиром 2-го мотострелкового батальона Серебряниковым Петр Шевченко был представлен к награде – ордену Славы III степени, утвержден приказ командиром бригады Анфимовым А.И. Однако что-то сложилось не так. И Петру Шевченко была вручена медаль «За отвагу».

Восточно-Померанская наступательная операция 1945 года – военная операция вооруженных сил СССР, целью которой был разгром группировок врага в Восточной Пруссии и северной части Польши. Петр Шевченко стал одним из тысяч участников этого грандиозного военного действия.

Шестого марта 1945 года на подступах к городу Кёрлин (Карлино, Польша) развернулись ожесточенные бои. Противник отчаянно сопротивлялся, вел сильный артиллерийско-минометный и ружейно-пулеметный огонь. Петр Шевченко, наблюдая за врагом, обнаружил станковый пулемет, яростный огонь которого прижимал советских пехотинцев к земле, не давая подняться. Шевченко открыл огонь из ПТР. Пулеметная точка противника была уничтожена, советским бойцам удалось _____________________________________________________

  1. 1.        20-я гвардейская механизированная бригада / http://wikipedia.org/

продвинуться вперед и занять выгодные рубежи без потерь. Бой продолжался, Петр уничтожил ещё 5 немецких солдат.2

Согласно приказу командира бригады гвардии полковника Н.В.Богомолова  П.Х. Шевченко был награжден орденом Красной Звезды. 3

Война приближалась к концу. Потому сопротивление противника становилось все отчаяннее и беспощаднее. 17 апреля 1945 года возле г.Либбенихен (17 км юго-западнее г.Кострин, Германия; ныне Костшин, Польша) фашисты бросались в яростные атаки, всеми силами пытаясь задержать продвижение советской пехоты. Петр Шевченко, к тому времени командир отделения роты противотанковых ружей, управляя своим отделением и действуя совместно со стрелковым взводом, вел огонь по вражеским танкам.

В пылу боя не заметили внезапно появившийся немецкий бронетранспортер, открывший пулеметный огонь. Бойцы укрылись в окопе. Один из расчетов ПТР был уничтожен противником. Петр Шевченко, заменив наводчика, несколькими меткими выстрелами подбил вражескую бронированную машину. Стрелковая рота перешла в атаку и вскоре заняла окраины города. В этом бою Петр был ранен, но позиции не оставил, до конца выполняя боевую задачу. За мужество и отвагу, проявленные в этом сражении , приказом от 30 мая 1945 года Петр Харитонович Шевченко был награжден Орденом Славы III степени.4

Петр вернулся домой в Моздок в августе 1945 года. Женился. А затем уехал в г. Анадырь. Многие годы проработал начальником финансовой части местного аэродрома. В Моздоке проживают его сын и дочь.

  1. Шевченко П.Х. Приказ подразделения №11 / ЦАМО, ф.33, оп.686196, е.х..721 –  ЭБД «Подвиг народа» – http://podvignaroda.mil.ru.
  2.  Шевченко П.Х. Приказ подразделения №28 / ЦАМО, ф.33, оп.686196, е.х..6029 /ЭБД «Подвиг народа» – http://podvignaroda.mil.ru
  3. Шевченко П.Х. Приказ подразделения №45 / ЦАМО, ф.33, оп.686196, е.х..1591 /ЭБД «Подвиг народа» – http://podvignaroda.mil.ru

2) Воздушные рабочие войны

В музее моздокской школы №108 вы увидите на стенде пожелтевшую фотографию военных лет. На ней не по годам серьезный парень лет 19. Рядом его личные вещи: летный шлем, книжка боевых вылетов, наградные документы. Это Кротько Семен Михайлович, боевой путь которого достоин уважения и памяти.

Семен Михайлович родился в 1919 году в ст. Великодская Меловского района Ворошиловоградской области. Родителей потерял рано. Воспитывался в детском доме. Родственники привезли его в Моздок и в 1928

году определили в 1 класс железнодорожной школы. Детство пролетело быстро. В 1938 году, получив аттестат, был призван в ряды РККА. Оказался в Липецке в школе младших авиационных специалистов (ШМАС), готовящей воздушных стрелков-радистов и бомбардиров.

Началась война. Семен Михайлович был зачислен в 33-й бомбардировочный авиаполк (впоследствии преобразованный в 10-й Гвардейский), действующий на Юго-Западном фронте. Юноша рвался в небо, мечтая о поверженном в воздушном бою противнике. Однако командование пока использовало его активность только в наземных операциях. Летом 1942 года Семен был направлен в 3-й Запасной авиационный полк в г.Куйбышев (ныне Самара). Там он написал рапорт с просьбой направить его на передовую. Просьба была удовлетворена. И вот боец уже на Сталинградском фронте в составе 98-й стрелковой дивизии 64-й Армии. В бою между станциями Абга-Нерово и Тонгуты (к югу от Сталинграда) он был тяжело ранен и попал в госпиталь. Приказом Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 награжден медалью «За оборону Сталинграда».5

После выписки из госпиталя в марте 1943 года старшина Кротько С.М. как авиаспециалист был направлен в свою родную часть – 10-й Гвардейский

__________________________________________

  1. Автобиография Кротько С.М./ Архив школы

бомбардировочный авиационный полк 6 Гвардейской авиадивизии 8-й Воздушной Армии. С июля 1944 года по март 1945 г. в должности воздушного стрелка- бомбардира на самолетах А-20-Б, А-20-К, А-20-Ж Семен Кротько произвел 23 успешных боевых вылета, из них днем – 19, ночью – 4. В составе дивизии принимал участие в Каунасской, Гумбинненской, Восточно-Прусской операциях.

В годы войны важнейшая роль воздушных стрелков зачастую оставалась в тени, и вся слава доставалась пилотам. Для подготовки стрелков требовалось гораздо меньше времени, поэтому заменить их было проще и дешевле. Их единственной задачей было держать вражеские истребители на расстоянии. Но так ли это было просто?

Третьего февраля 1945 года, получив боевое задание (бомбардировка живой силы и техники противника в г.Прейсиш -Айлау (Калининградская область), Семен «зорко смотрел за воздухом и сообщал о местах разрывов зенитных снарядов командиру группы»6, вел фотосъемку.

15 февраля 1945 года вылетели на боевое задание в г.Мельзак (Восточная Пруссия). Воздушный стрелок бомбардир – старшина Семен Кротько один из экипажа мог вести круговой обзор. Внимательно наблюдая за воздухом, он заметил 2 истребителя, шедших справа по курсу бомбардировщика. Сообщил об этом по переговорному устройству командиру и приготовился к бою. Прильнув к пулемёту, ловил в прицел флагманский самолёт противника. Немец не спешил, решил ударить с близкой дистанции – наверняка. Но Семен опередил фашиста. Его пулемёт метнул огненную трассу пуль. Удивительно, истребители отстали, нырнув в облака. К концу войны число боевых вылетов Семена Кротько возросло до 56. За доблесть и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, он был награжден орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и др.

  1.  Кротько С.М. Приказ подразделения №10 / ЦАМО, ф.33, оп.686196, е.х.2841/ЭБД «Подвиг народа» – http://podvignaroda.mil.ru

Закончил войну Семен Михайлович Кротько на Дальнем Востоке 3 сентября 1945 года. В марте 1946 года был демобилизован и вернулся в Моздок, где достойно нес послевоенную вахту участковым инспектором милиции. 29 июля 1988 года в автокатастрофе на 69 году жизни получил травму и через 2 дня умер в больнице. В Моздоке проживали его жена и дети.

 

Глава II. О судьбах советских солдат, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны

«Предчувствие войны»

      Они были неразлучными друзьями: Цымбал Иван и Харченко Владимир. Познакомились на сентябрьской праздничной линейке в моздокской железнодорожной школе №8, куда их, первоклассников, привели родители, служащие дороги.

Семья Цымбал была многодетной: четверо детей. Иван  –  старший. Родился 26 января 1922 года в с. Михайловка Лебединского района Харьковской области. Затем появились Надя, Люба, Коля. В 1927 году семья переехала в Моздок. Родители сняли домик на Ярмарочной улице, стали работать на железнодорожной станции.

Володя Харченко (родился в 1922 году) – коренной моздокчанин. Вместе с родителями, Павлом Никифоровичем и Евдокией Кузьминичной, с сестрой Олей проживали недалеко от школы на улице Колхозной.

Ребята учились легко, на занятия ходили с большим желанием. Вместе готовили уроки, вместе участвовали в школьных концертах художественной самодеятельности, вместе блистали в постановках школьного драматического кружка. Ваня неплохо играл на скрипке и мандолине, Володя – на гитаре и балалайке. Они были любимцами школьной детворы. Удивительная энергия, жизнелюбие, душевная щедрость счастливо сочетались в них с высоким чувством ответственности и неравнодушия.      Однажды (весной 1936 года) ребята, переходя через железнодорожные пути, заметили лопнувший рельс и … помчались на станцию. Подняли тревогу. Крушение пассажирского поезда было предотвращено. За проявленную бдительность друзья получили денежные премии и путевки в пионерский лагерь «Артек». Оттуда вернулись с массой впечатлений. Море, пляж, парки… А главное, знакомство с Гарри Айсманом, борцом за мир, первым пионером США, за свою деятельность сидевшим когда-то в тюрьме, а после кампании на международном уровне освобожденном и с триумфом вывезенном в СССР.

1939 год. В руках друзей аттестаты, подтверждающие отличное окончание средней школы. Многие юноши того поколения мечтали стать летчиками. Во многом это желание укреплялось директивами IX съезда Ленинского комсомола, постановившего принять шефство над военными воздушными силами Рабоче-крестьянской Красной армии и выдвинувшего лозунг «Комсомолец, на самолет».

Подготовка кадров для воздушного флота была серьезной проблемой. Дело в том, что особенности летной работы предъявляют к людям особенно высокие требования по части их физического здоровья: 100% здоровое сердце, безукоризненные слух и зрение, хорошо развитый глазомер вдаль и в глубину, способность хорошо различать цвета, крепкая нервная система, высокие моральные качества: спокойствие, хладнокровие, смелость, отвага, способность быстро принимать решение и без всяких колебаний проводить его в жизнь и т. д. В полете все измеряется секундами, утеря каких-либо 2 – 3 секунд иногда влечет гибель дорого стоящей материальной части и даже всего экипажа. Чем сложнее обстановка, тем меньше у летчика времени для принятия того или иного решения.

Понятно, что все эти физические параметры должны явиться необходимым дополнением к высоким социальным и политическим качествам: в воздушный флот нужно посылать лучшую, преданнейшую часть рабочей молодежи, крепких молодых большевиков.7

  1. 7.        Кому доверить руль самолета» /Журнал «Смена» №184, март 1931/ http://smena-online.ru

 Моздокские ребята вполне соответствовали этим требованиям. Иван Цымбал, сдав два вступительных экзамена (математику и сочинение), пройдя две комиссии (медицинскую и мандатную) становится курсантом Краснодарского военно-авиационного училища летнабов (летчиков-наблюдателей) и штурманов.

Что-то не заладилось при поступлении в это училище у Володи Харченко. Однако уже в октябре 1940 года он был призван в ряды РККА и направлен в школу военных летчиков в Сухую Падь (под Читой). К тому времени летные кадры уже готовили по ускоренной программе – курсанты обучались за 6 месяцев. Перед самым выпуском, в мае 1941 года, родители Владимира от секретаря комитета комсомола школы получили письмо. В нем сообщалось, что их сын «с первых дней занятий с творческой страстностью взялся за овладение сложной военной техникой». Он является образцом «высшей формы дисциплинированности, аккуратности, подтянутости, строевой выправки». Командование ставит его в пример остальным курсантам. «Он не только отлично учится сам, он помогает товарищам, подтягивает их до уровня своих знаний. За отличные показатели в учебно-боевой подготовке, за активное участие в общественной работе командование наградило его Грамотой «За отличную учебу» и объявило несколько благодарностей.»8

«Мы не погибли, мы просто ушли, просто ушли в небеса…»

Началась война. Владимир Харченко для дальнейшего прохождения службы был направлен в 836 авиационный бомбардировочный полк 113 авиационной дивизии. Полк по штату имел в своем составе 20 боевых самолетов и … нес огромные потери. На вооружении находились ТБ-3 (советские тяжелые бомбардировщики), морально устаревшие ещё к середине 30-х годов, но активно использовавшиеся на всем протяжении _______________________________________________________________________________

  1. 8.        Письмо родителям Харченко В.П. из в/ч. /Архив школы. 

Великой Отечественной войны. Эти бомбардировщики называли «небесными тихоходами» за низкую скорость, делавшую самолет уязвимым для зенитной артиллерии противника. Кроме того, откровенно слабое оборонительное вооружение делало ТБ-3 беззащитным перед современными немецкими истребителями.

Летчики 113-й бомбардировочной авиадивизии должны были действовать днем с больших высот и под прикрытием истребителей. Это не всегда получалось, и поэтому каждый их вылет был равен самоубийству. Трагический эпизод с уничтожением группы ТБ-3, вылетевшей днем и без прикрытия, был описан К.Симоновым в романе «Живые и мертвые».9

«Прямо над дорогой, на сравнительно небольшой высоте, шли обратно

три ТБ-3. Наверно, бомбежка, которую слышал Синцов, была результатом их работы. Теперь они благополучно возвращались, медленно набирая потолок. Вдруг откуда-то сверху, из-за редких облаков, выпрыгнул маленький, быстрый, как оса, «мессершмитт» и с пугающей скоростью стал догонять бомбардировщики.

«Мессершмитт» вкось прошел под хвост заднего, отставшего от двух других бомбардировщика, и бомбардировщик задымился так мгновенно, словно поднесли спичку к лежавшей в печке бумаге. Он продолжал еще идти, снижаясь и все сильнее дымя, потом повис на месте и, прочертив воздух черной полосой дыма, упал на лес. «Мессершмитт» тонкой стальной

полоской сверкнул на солнце, ушел вверх, развернулся и, визжа, зашел в хвост следующего бомбардировщика. Послышалась короткая трескотня пулеметов. «Мессершмитт» снова взмыл, а второй бомбардировщик полминуты тянул над лесом, все сильнее кренясь на одно крыло, и, перевернувшись, тяжело рухнул на лес вслед за первым. «Мессершмитт» с визгом описал петлю и по косой линии, сверху вниз, понесся к хвосту ___________________________________________

  1. 9.        Симонов К.М. Живые и мертвые. — М.: Художественная литература, 1989.

третьего, последнего, ушедшего вперед бомбардировщика. И снова повторилось то же самое.

Что думали сейчас летчики на этих тихоходных ночных машинах, на что они надеялись? Что они могли сделать, кроме того, чтобы вот так тянуть и тянуть над лесом на своей безысходно малой скорости, надеясь только на одно — что враг вдруг зарвется, не рассчитает и сам сунется под их хвостовые пулеметы…»

Тем не менее экипажи ТБ-3, формировавшиеся из опытных летчиков, внесли весомый вклад в ночные и дневные бомбардировки в первой половине войны.

Третьего марта 1942 года экипаж ТБ-3 в составе командира эскадрильи капитана Силютина А.С., штурмана капитана Приходько М.А., воздушного стрелка сержанта Мараховского М.А., воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Харченко В.П. совершили свой последний боевой вылет. Их самолет был сбит немецкими зенитками в небе над Горловкой (Донецкая область).10 Летчикам удалось катапультироваться. Однако все они были схвачены фашистами и после мучительных пыток расстреляны. Об их гибели, месте захоронения станет известно только в 1985 году благодаря поисковой операции «Вспомним всех поименно», возглавляемой Александром Степановичем Гладченко, поисковиком и просто неравнодушным человеком из г. Горловка. В письме в редакцию моздокской газеты «Ленинская правда», он сообщит о том, что останки героически погибших летчиков в 1944 году были перенесены в братскую могилу поселка

Гольма Донецкой области.10 А ведь 42 года, с апреля 1943-го, родственники Владимира Харченко, получившие скорбное извещение, жили надеждами на возможную встречу, по много раз перечитывая горькие строки. «Ваш сын, старший сержант Харченко Владимир Павлович, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество,

 10. Память о них жива/ «Ленинская правда» №54, от 04.04.1985 г.

не возвратился с боевого задания по уничтожению войск противника…».11 Сестра Владимира, Ольга, выезжала к месту захоронения героически погибшего брата. Сейчас в школьном музее хранится капсула с землей, привезенной ею с могилы Владимира.

О судьбе друга никогда не узнает Цымбал Иван Тимофеевич. В январе 1941 года ему, выпускнику Краснодарского училища штурманов, на несколько дней удалось приехать домой, в Моздок. Иван пришел в родную школу. Его окружили старшеклассники, учителя. Повзрослевший, крепкий, подтянутый, в новенькой летной форме – таким запомнился он землякам. Его как одного из лучших офицеров оставили в училище инструктором. В августе 1941 года Ивана вместе с другими сослуживцами отправляют в Среднюю Азию, в Туркменистан (г.Кушка) для формирования бомбардировочных полков.12

А он рвался на фронт, забрасывая начальство рапортами с просьбой направить его на передовую. Мало кто знает, что тысячи и тысячи пилотов просидели всю войну в тылу и не получили возможности сразиться с противником в бою. Младший курс того же Краснодарского училища штурманов в 1941 году был выпущен стрелками-бомбардирами и… направлен в лыжные батальоны Северо-Западного фронта управлять аэросанями. Летчики-штурмовики по тонкому льду озера Ильмень пошли в атаку в лоб на немецкие позиции. Немцы из орудий разбили этот лед позади атакующих, а дальше… Горькая судьба. Бессмысленная смерть. Иван писал близким о своем стремлении попасть на фронт, о том, что «не может смотреть в глаза тем, кто уже побывал в бою».

Фронтовая жизнь молодого лейтенанта началась в сентябре 1942 года в 6 Гвардейском авиационном полку Дальнего действия. Полк на вооружении имел бомбардировщики ДБ-3, применявшиеся для бомбовых ударов в тылу противника, и несколько ИЛ-4, использовавшихся для аэрофотосъёмки.

  1. 11.   Извещение о гибели Харченко В.П.. НКО-СССР, в/ч, п/п 45113, №32 /Архив школы
  2. 12.   Письмо от 19.02.1985./Архив школы. Воспоминания Синегубкиной Н.Т.(сестры Цымбала)

Экипаж состоял из 4 человек. Командир всецело поглощен управлением, то есть пилотирует самолет в воздухе. А для того, чтобы полет происходил точно в заданном направлении, на борту самолета есть штурман, который прокладывает нужный курс на карте, делает необходимые навигационные измерения и расчеты, непрерывно контролирует, где летит самолет, сколько ему осталось до цели и т. д. Воздушный стрелок-радист поддерживает по радио связь с землей, в случае же нападения на самолет отражает атаки огнем пулемета или пушки, которые имеются в его распоряжении.13 Таким образом, каждый из членов экипажа выполняет определенную часть общих обязанностей. Во время войны самолёты срочно дорабатывались, а пока авиаполки несли боевые потери.

В мае 1943 года Иван сумел передать родным весточку о себе очень необычным способом. На лугу под Моздоком местные ребята пасли скот.

Вдруг среди облаков появился самолет. Дети насторожились, с тревогой глядя в небо. От самолета отделился какой-то предмет и полетел вниз. Мальчишки бросились врассыпную, пытаясь укрыться в ближайшем лесу. Однако взрыва не последовало. Любопытство взяло вверх. Обшарив местность, дети нашли бутылку, а в ней записку с указанием точного моздокского адреса. Иван писал, что поменял место службы, и сообщал номер полевой почты.

17 июля 1943 года стал черным в истории семьи Цымбал. Экипаж в составе командира младшего лейтенанта Михирева И.С., штурмана ,

младшего лейтенанта Цымбала И.Т., воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Мартынова С.Е., воздушного стрелка старшего сержанта Зудина С.С. не вернулся с боевого задания. Самолет был сбит. Предположительно, это случилось где-то в небе над Брянской областью. До сих пор судьба экипажа неизвестна, все летчики в списках пропавших без вести…______________________________________

  1. 13.   ТБ-3, ДБ-3/ http://wikipedia.org/

 Глава III. Судьба советских военнопленных в немецких концлагерях

 «Наверно, есть ещё места, когда-то проклятые Богом…» Г.И.Ильязов.

       В годы Великой Отечественной войны плен стал жесточайшим физическим, психологическим и нравственным испытанием для миллионов советских солдат и офицеров. Среди тех, кому выпала эта тяжелая доля, были выпускники и учителя нашей школы: Ильязов Г.И., Шпичко В.А., Романенко Ю.П. Они не погибли в бою с оружием в руках, а волею трагических обстоятельств приняли позор и муки плена. Попав в концлагеря, были обречены на пытки и медленную, длительную казнь, рассчитанную на уничтожение достоинства, воли, чести, гордости – всего того, что составляет характер человека. Кто-то из них выживет в условиях лагерного ада благодаря огромной тяге к жизни и ненависти к врагу. Кто-то истерзанный, больной, голодный навсегда останется в чужой земле, так и не сумев вырваться их цепких лап фашистских палачей.

«Пропал без вести…» Эти три скупые слова долгие месяцы после войны не давали покоя родственникам Георгия Ивановича Ильязова.  Двадцатидевятилетний молодой мужчина, интеллигентный, добрый, улыбчивый, любимец школьной детворы – пропал без вести? В это трудно было поверить. Близкие каждый день ждали его возвращения, забрасывая письмами всевозможные инстанции. Однажды на пороге их дома появился незнакомец в штатском и потребовал прекратить все поиски. «Последний раз Ильязова видели живым 18 мая 1942 года под Керчью в толпе военнопленных. Их колонну гнали к железнодорожной станции,» – произнес он многозначительно и исчез, лишив семью последней надежды.

Будущие заключенные получали представление об ожидающих их физических и душевных муках уже по дороге в лагерь. «Вот гонят пленных по широкому шоссе… –  пишет автор повести «Это мы, господи!..» К. Воробьёв. – В эти дни немцы не били пленных. Только убивали! Убивали за поднятый окурок на дороге. Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе. Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах. Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятёрками, а большими этапными группами, целыми сотнями – из пулемётов, пистолетов и автоматов!”14. О чем думал Георгий Иванович в душном вагоне, рассчитанном на перевозку 40-42 человек, и куда ударами прикладов их загнали человек 80. Через небольшие оконца едва проникал свет, потому что они были забиты металлическими планками, густо переплетенными колючей проволокой. Нужно было думать о маме, Сарисовой Евдокии. До войны она проживала в г.Орджоникидзе, на Северо-Степной улице. Нужно было думать о веселой студенческой юности, проведенной в стенах Орджоникидзевского педагогического института, о забавных учениках, встретивших его в Мекенской средней школе (ЧИАССР), куда он был направлен по распределению учителем химии, об атмосфере добра и любви, царившей вмоздокской железнодорожной школе и так нравившейся ему, об удивительном отдыхе в Геленджике в санатории «Солнце». Там застала его война… Чтобы выжить, сейчас нужно было думать об этом. В темноте и давке они ехали уже несколько суток, не получая ни воды, ни хлеба. Трудно было дышать от жары и тяжелого трупного запаха, исходившего от умерших по дороге товарищей по несчастью, выносить которых запрещалось. Георгий Иванович вспомнил, как получив известие о начале войны, трое суток, на перекладных, добирался до Моздока, а вернувшись, тут же отправился на сборный пункт, находившийся в Иноземцево. Был мобилизован и определен в саперный батальон зенитно-минометного дивизиона, дислоцированный под Керчью. В короткие передышки между боями ему удалось написать и отправить домой единственное письмо. Он не мог беспокоить юную жену, потому с юмором писал о военных буднях, вспоминал чудесные майские праздники, мечтал о встрече с сыном.

_________________________________________________________

14 /Воробьев К. Это мы, господи! / http://lib.ru

Тяжким событием весны 1942 года было поражение Крымского фронта. В течение мая Красная Армия потеряла несколько десятков тысяч человек личного состава, почти 3, 5 тысячи орудий и минометов, более 200 танков и 400 самолетов. В ходе сражений на Керченском полуострове погибли многие опытные командиры. 17-18 мая советские войска вели ожесточенные бои северо-восточнее Керчи. Противник оказался сильнее. Сотни бойцов Красной Армии оказались в плену, не сумев вырваться из «котла». 15

Ильязов Г.И. попал в Шталаг – 326 (VI – K), расположенный в местности Форелькруг-Зенне Штукенброк(Германия). Лагерь имел прямоугольный план и был разделен на две половины. В одной половине размещался немецкий лагерь и форлагерь, имевший больничный участок, ремесленные бараки (швейный цех, слесарную, сапожную и электроремонтную мастерские), баню, прачечную, кухню, вещевой склад, дезинсекцию и тюрьму с одиночными камерами и темными холодными карцерами. Пленники находились в другой части лагеря. Здесь располагался 51 барак. Каждые три барака были отделены от других дополнительной проволочной сеткой и создавали единый бокс. Всего их было 18, каждый имел массивные, закрывающиеся на ночь двери, охраняемые полицейскими. Бокс №16 считался штрафным, в него помещали в основном беглецов и тех, кто вступал в конфликт с полицаями. В боксе №3 немцы содержали советских офицеров, изолированных от остальных пленных. За время войны через Шталаг-326 прошло около 380000 военнопленных. В немецкой системе

этот лагерь был не только штамлагерем (стационарным), но и дулагом (пересыльным, временным), поставляющим рабочую силу на предприятия сельского хозяйства, заводы Вестфалии, на строительство Атлантического вала, на работы в Эмсландские болота. И, в первую очередь, являлся

основным поставщиком военнопленных для работ на шахтах угледобывающих предприятий Рурской области и Рейна.

15 .Борьба за Крым (сентябрь 1941 – июль 1942 г.) / http://lib.rus.es.

На шее каждого военнопленного на шнурке висел металлический номер. Георгий Ильязов стал узником под №158303. 16

Причинение физической боли, увечий, варварская муштра, продолжительное стояние по команде «смирно», голодный режим, травля собаками, подвешивание за ноги, привязывание колючей проволокой к дереву, антисанитарные жилищно-бытовые условия – все это применялось в Шталаге-326 по отношению к советским людям. День за днем, словно тонкие нити, обрывались человеческие жизни. “…Каждый день по утрам пленные выносили умерших за ночь. Каждый день около шестидесяти человек освобождали места для других. В середине лагеря, внутри одного барака, во всю ширь и глубь вырыли пленные огромную яму. Не зарывая, сносили туда умерших, и катился в неё воин с высоты четырёх метров, стукаясь голым, обледеневшим черепом по костяшкам торчащих рук и колен братьев,

умерших раньше его…» К. Воробьёв пишет о другом лагере, но как близко, как точно, как похоже.  Георгий Иванович Ильязов умер 21 февраля 1944 года, был похоронен на участке №5, могила №4.

К концу войны на лагерном кладбище лежало не менее 65000 советских военнопленных – население целого среднего города, умерщвленное нечеловеческим режимом в течение неполных четырех лет. Ильязов Г.И. не дожил до освобождения 14 месяцев.

 «Позабыть такое невозможно…» Романенко Ю.П.

«Сырье» для фабрик смерти доставлялось постоянно, разными путями. У каждого советского узника своя «одиссея страданий».

Юрий Прокофьевич Романенко родился 16 октября 1922 года в ст. Пролетарской Ростовской области в семье учителей. Мать, Анеля Донатовна, в разное время преподавала историю, Конституцию СССР, биологию. Отец, Прокофий Степанович, был учителем математики. В начале 30-х годов семья переезжает в Моздок. Местная фабрично-заводская школа-____________________________________________

16. Лагерь для военнопленных Stammlager VI K (326) / / http://wikipedia.org.

семилетка, принадлежавшая железнодорожному ведомству, отчаянно нуждалась в педагогических кадрах. Один из школьных уголков стал квартирой для молодой семьи. Через четыре года Анеля Донатовна возглавит это учебное заведение. Сын не стал продолжателем династии. Как многие молодые люди того времени, он мечтал о небе. В 1939 году, окончив школу, уже имевшей статус средней полной школы с десятилетним сроком обучения, юноша отправляется в Краснодар для поступления в военно-авиационное училище штурманов и летнабов. В начале августа 1941 года он был выпущен в звании сержанта и отправлен на Южный фронт в 81-й бомбардировочный авиаполк дальнего действия, входящий в состав 50-й дальнебомбардировочной авиадивизии. Полк на вооружении имел самолеты класса ДБ-3Ф, экипажи которых работали со средних и малых высот днем мелкими группами без прикрытия истребителей. Они производили разведку движения войск, железнодорожных перевозок и мест базирования авиации противника. В августе 1941 года основные усилия были сосредоточены на срыве продвижения противника к Полтаве и Мелитополю.  20 августа 1941 года судьба откроет ужасную страницу в военной биографии Юрия Романенко. В этот день, он, стрелок-бомбардир, и командир экипажа, младший лейтенант Георгий Алексеевич Колесников, получив боевое задание, совершили свой последний вылет. В районе ст.Соленая (Днепропетровская область, Украина) советский бомбардировщик был сбит истребителем противника. Летчикам удалось катапультироваться. Заметив раскрывшиеся в небе парашюты, немцы устроили облаву…Потянулись мучительные, наполненные отчаянием и надеждой дни, месяцы, годы плена.

В Третьем рейхе велся строгий учет военнопленных. Каждого вновь прибывшего немцы регистрировали. Юрий Романенко был доставлен в Шталаг 13-А, находившийся в Зульцбах -Розенберге (северо-восточная часть Баварии) и предназначенный для военнопленных рядового и сержантского состава. В этом лагере Юрий Прокофьевич пробыл три месяца. Вероятно, потому что при регистрации он, чтобы облегчить свою участь, скрыл настоящую воинскую специальность и звание, а выбрал себе самую мирную гражданскую профессию: пекарь. Её-то и указал в карточке. 30 декабря 1942 года его переправляют в г.Хаммельбург в Офлаг 62 (ранее Шталаг 13-Д). Предположительно, кто-то из заключенных, знавших Романенко Ю., выдал его фашистам. В немецких архивных документах он числится младшим лейтенантом. На персональной карточке Ю.Романенко по диагонали проведена красная линия. Так педантичные фашисты поступали при регистрации офицера. Здесь же стоит штемпель с номерам лагеря и датой перевода военнопленного в новое место заключения. Лагерь Хаммельбург представлял для гестапо особый интерес. Уничтожение офицеров шло в нем массовым порядком. Ю.Романенко был зарегистрирован под № 124600.17 Заучить свой порядковый номер на немецком языке он должен был в течение первых суток. С этого момента набор цифр заменял имя.

Несмотря на рабский труд, голод и истязания Юрию Прокофьевичу удалось выжить. Освобождение пришло 22 апреля 1945 года. Сначала точными ударами американских бомбардировщиков были разрушены вышки охраны, а через час появились танки с огромными белыми звездами на броне. Гусеницы тяжелых машин смяли ограду. Бывшие военнопленные восприняли всё происходящее, как сказочный сон. Очень сложно было осознать, почувствовать себя свободным человеком… По-разному сложилась судьба выживших узников. Все они прошли спецпроверку в органах НКВД.  Кто-то был освобожден, кто-то длительное время находился под следствием, кто-то погиб. Вернувшиеся из немецкого плена люди сталкивались с ущемлением своих прав. На местах к ним относились как к предателям. Они отстранялись от участия в политической жизни, при поступлении в высшие учебные заведения на них смотрели с опаской, их не считали участниками войны. Что касается Ю. Романенко, его дело было закрыто в КГБ только в конце 50-годов. Так что путь домой был долгим и трудным. А сколько лет

17 .ЦАМО, ф.58, оп.977521, д.1652 – Романенко Ю.П. Информация о военнопленном/ / ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru

понадобилось потом для восстановления справедливости! Юрию Прокофьевичу «повезло» – многие бывшие военнопленные умерли, так и не дождавшись реабилитации.

«Обреченные на смерть…» В.А.Шпичко.

 Вячеслав Антонович Шпичко родился в 1923 году в Моздоке. 22 июня 1941 года праздник по случаю очередного выпуска железнодорожной школы был прерван страшным известием о начале войны. Учителя и выпускники сразу же отправились в военкомат. Вячеславу Шпичко было отказано, он не подлежал мобилизации. Юноше не исполнилось ещё 18.

В августе 1941 года из Урюпинска (Краснодарский край) в Нальчик (Кабардино-Балкария) было эвакуировано пехотное училище, которое готовило по ускоренной программе обучения командиров взводов для стрелковых соединений Красной Армии. Вячеслав становится курсантом этого училища. В июле 1942 года большая часть молодых лейтенантов влилась в состав 192-й стрелковой дивизии, воевавшей на Северо -Кавказском фронте. «Урюпинцы» вели тяжелые оборонительные бои по реке Кубань от г.Кропоткина до г.Армавира.  Перед одним из сражений В.Шпичко вступил в ряды ВКП (б). При попытке выйти из окружения Вячеслав был тяжело контужен и в бессознательном состоянии захвачен в плен.     Девятнадцатилетнему парню выпало на долю тяжелейшее испытание: три года пребывания в самом зловещем, в самом страшном из всех концлагерей – Маутхаузене, расположенном в Австрии в километрах 25 от г.Линца. Здесь было зверски замучено около 125 тысяч человек, из них советских граждан – 32180. По пути в лагерь Вячеслав пытался бежать, был пойман, избит до полусмерти и совершенно обессиленным доставлен к месту назначения.18 К счастью для Вячеслава, в лагере он познакомился с мужественными, сильными духом людьми. В условиях постоянного подавления человеческого достоинства и воли, трудно было ожидать организованного сопротивления со стороны заключенных, но оно было. Одним из активных руководителей

18 .Воспоминания Шпичко Н.А. (сестры Шпичко В.А.) / Архив школы

лагерного движения Сопротивления стал Дмитрий Михайлович Карбышев, генерал-лейтенант инженерных войск. Он был значительно старше большинства заключенных, но до последнего дня сохранил бодрость духа, выдержку и чувство юмора.  В подпольную работу включился и В.А.Шпичко. Навсегда запомнил Вячеслав показательную казнь отважного генерала. Это случилось 18 февраля 1945 года. Д.М.Карбышев, в числе других заключенных (около 500 человек) был облит водой на морозе и погиб, навсегда став символом несгибаемой воли и стойкости. Вячеславу Шпичко и ещё двум десяткам активистов удалось избежать казни. Через 2,5 месяца лагерь был освобожден американскими войсками. В Маутхаузен прибыл советский майор, присланный Военным советом 46-й армии. Ему предоставили списки заключенных. Через несколько дней бывшие советские военнопленные выстроились в колонну и отправились в путь. Люди, долгие месяцы, мечтавшие вернуться на родину, не предполагали, что идут навстречу новым испытаниям: в советские пересыльные лагеря. У Вячеслава Шпичко нашлись свидетели, которые подтвердили, что он не запятнал себя сотрудничеством с фашистами, находился в группе активистов Сопротивления.

Вячеслав Антонович вернулся домой. Ему удалось осуществить свои мечты. После войны окончил Грозненский нефтяной институт. Более 10 лет был директором Краснокамского ремонтно-механического завода. В 1981 году в возрасте 58 лет скоропостижно скончался. Сказались старые раны, побои…

Заключение

Великая Отечественная война – это трагические и полные героизма страницы нашей истории, написанные потом и кровью миллионов людей.   Лучшей благодарностью павшим героям будет светлая память о них в наших сердцах. Лучшей благодарностью живым ветеранам, которых, к сожалению, с каждым днём становится всё меньше и меньше, будут внимание, забота, уважение.

Именно они, попавшие со школьной скамьи сразу в военное пекло и ковали победу. Именно они, как писал В.П. Астафьев, “недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание…принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев”.

Мы рассказали о двух выпускниках школы №108 г.Моздока Шевченко П.Х. и Кротько С.М. Мы рассказали о двух друзьях, навеки оставшихся двадцатилетними: Цымбале Иване и Харченко Владимире. Они с достоинством выдержали испытания трудной военной поры, уничтожая врага и в воздухе, и на земле. На благодарность они уже не рассчитывают, но на память потомков надеяться имеют право. Это исследование является данью памяти погибшим о том, как надо прожить жизнь, чтобы оставить свой след на Земле.

В данной работе мы рассказали о судьбах трех солдат: Ильязове Г.И., Романенко Ю.П., Шпичко В.А., прошедших мучительную дорогу в ад. Не все вернулись назад. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают память потомков, их милосердного отношения и сострадания.

На наш взгляд, цели, поставленные в начале работы, реализованы, выдвинутая гипотеза подтверждена.

Список использованных источников и литературы:

К главе I. О ратных подвигах участников Великой Отечественной войны

  1. Автобиография Кротько С.М./ Архив школы
  2. Воспоминания Маловой Т.А. о Шевченко П.Х./Архив школы
  3. ЦАМО, ф.33, оп.686196, е.х..721 – Шевченко П.Х. Приказ подразделения №11 / ЭБД «Подвиг народа» – http://podvignaroda.mil.ru
  4. ЦАМО, ф.33, оп.686196, е.х..1591 – Шевченко П.Х. Приказ подразделения №45 / ЭБД «Подвиг народа» – http://podvignaroda.mil.ru
  5. ЦАМО, ф.33, оп.686196, е.х..6029 – Шевченко П.Х. Приказ подразделения №28 / ЭБД «Подвиг народа» – http://podvignaroda.mil.ru
  6. ЦАМО, ф.33, оп.686196, е.х.2841 – Кротько С.М. Приказ подразделения №10 / ЭБД «Подвиг народа» – http://podvignaroda.mil.ru
  7.  «Русские не сдаются» / http://patriotcenter.ru
  8. Douglas A-20 Havoc / http://wikipedia.org/
  9. Герои страны/ http://warheroes.ru
  10. Гвардейские авиаполки / http://allaces.ru
  11. 20-я гвардейская механизированная бригада / http://wikipedia.org/

 

К главе II. О судьбах советских солдат, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны

  1. Извещение о гибели Харченко В.П.. НКО-СССР, в/ч, п/п 45113, №32 /Архив школы
    1. Память о них жива/ «Ленинская правда» №54, от 04.04.1985 г.
    2. Письмо. Воспоминания Синегубкиной Н.Т.(сестры Цымбала И.Т.)от 19.02.1985./Архив школы
    3. Письмо родителям Харченко В.П. из в/ч /Архив школы
    4.  Симонов К.М. Живые и мертвые. — М.: Художественная литература, 1989.
    5. ЦАМО, ф.56, оп.12220, д.61 – Харченко В.П. Информация из приказа об исключении из списков/ ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru
    6. ЦАМО, ф.20159, оп.2, д.5 – ХарченкоВ.П. Информация из донесения о безвозвратных потерях// ОБД Мемориал-  http://obd-memorial.ru
    7. ЦАМО, ф.58, оп.818883, д.1763 – ХарченкоВ.П. Информация из донесения о безвозвратных потерях/ / ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru
    8. ЦАМО, ф.58, оп.977521, д.166 – ХарченкоВ.П. Информация из документов, уточняющих потери/ / ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru
    9. ЦАМО, ф.58, оп.18001, д.288 – Цымбал И.Т. Информация из донесения о безвозвратных потерях/ / ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru
    10. ЦАМО, ф.33, оп.11458, д.547 – Цымбал И.Т. Информация из донесения о безвозвратных потерях// ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru
    11. ЦАМО, ф.33, оп.11458, д.54 – Цымбал И.Т. Информация из приказа об исключении из списков/ ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru
    12.  «Кому доверить руль самолета» /Журнал «Смена» №184, март 1931/ http://smena-online.ru
    13. ТБ-3, ДБ-3/ http://wikipedia.org/
    14. Герои страны/ http://warheroes.ru
    15. Гвардейские авиаполки / http://allaces.ru

 

К главеIII. Судьба советских военнопленных в немецких концлагерях.

  1. ЦАМО, ф.58, оп.977521, д.1652 – Ильясов Г.И. Информация о военнопленном/ / ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru
  2. ЦАМО, ф.58, оп.977521, д.1652 – Романенко Ю.П. Информация о военнопленном/ / ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru
  3. ЦАМО, ф.58, оп. 818883, д.941 – Романенко Ю.П. Информация из донесения о безвозвратных потерях/ / ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru
  4. ЦАМО, ф.58, оп. А-44404, 2 – Романенко Ю.П. Информация из документов, уточняющих потери / / ОБД Мемориал- http://obd-memorial.ru
  5. Борьба за Крым (сентябрь 1941 – июль 1942 г.) / http://lib.rus.es.
  6. Воробьев К. Это мы, господи! / http://lib.ru
  7. Воспоминания Шпичко Н.А. (сестры Шпичко В.А.) / Архив школы
  8. Дембицкий Н.П.Судьба пленных / http://scepsis.net.
  9. Две смерти генерала Карбышева / / http://newsby.org/
  10. Лагерь для военнопленных Stammlager VI K (326) / / http://wikipedia.org.
  11. Приказ Наркома обороны И.В.Сталина №270 от 16.08.1941 г. / http://battlefield.ru/
  12. Русские не сдаются / / http://living-for-freel.
  13. Саксонские мемориалы/ / http://memory-book.
  14. Сильные духом / / http://zeloa41.ru
  15. Трагедия советских военнопленных / / http://pandia.org.
  16. Штукенброк. Военная история / / http://maxpark.com/