Положение о III Всероссийском конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ “Юный архивист”

Опубликовано: 18.06.2015

Положение

о III Всероссийском конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ

 Российского общества историков-архивистов

«Юный архивист»     1 сентября 2014 г. – 20 сентября 2015 г.

1. Общие положения
III Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» (далее — Конкурс) является дистанционной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия Российского общества историков-архивистов с образовательными учреждениями, учащимися, учителями, а также муниципальными архивами, музеями, библиотеками, редакциями СМИ в субъектах Российской Федерации.
III Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» проходит в два этапа:
Первый этап – на региональном уровне, в субъектах Российской Федерации (1 сентября 2014 г – 20 июня 2015 г.)
Второй этап – Жюри II Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» знакомится с присланными из регионов работами лауреатов и определяет победителей и участников Всероссийского конкурса «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» (20 июня 2015 г. – 20 сентября 2015 г.)
Цели Конкурса
Интеллектуальное и личностное развитие школьников, приобщение юношества к традициям отечественной исторической школы, опирающейся, прежде всего, на изучение архивных документов как источников, позволяющих восстановить и понять историческое прошлое, опираясь на достоверность фактов и событий.
Активизация деятельности региональных отделений и представительств РОИА, архивных учреждений Российской Федерации в становлении гражданского общества посредством участия в научно-просветительской работе, формировании творческого потенциала юношества.
 Задачи Конкурса
Активизация познавательного интереса учащихся к истории России на базе выявления и изучения архивных документов, источников устной истории.
Выявление и поддержка талантливых учащихся в их стремлении продолжить образование в сфере истории, архивоведения, источниковедения, археографии.
Воспитание любви к Отечеству, патриотизма, гражданственности на базе историко-документального наследия России.
Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников, выполненные с использованием архивных документов и источников устной истории. В процессе выполнения исследовательской работы учащийся знакомится с историей и современным состоянием области исследования, получает собственные данные, проводит их анализ, обобщение, формализует результаты исследования в соответствии с правилами научной деятельности журналов, конференций, конкурсов.
2. Учредители и организаторы Конкурса
Учредителем Всероссийского конкурса является Правление Центрального совета Общероссийской общественной организации «Российское общество историков-архивистов»; в регионах Российской Федерации учредителями регионального Конкурса являются региональные отделения и представительства, местные отделения, организации РОИА в федеральных учреждениях Российского общества историков-архивистов; соучредителями Конкурса могут выступить архивные учреждения, управления и отделы народного образования, библиотеки, музеи, редакции СМИ, общественные организации субъектов Российской Федерации.
Организаторами Конкурса являются региональные отделения и представительства РОИА в субъектах Российской Федерации и организации РОИА в федеральных учреждениях, которые определяют состав руководителей и консультантов учебно-исследовательских юношеских работ, в том числе из числа работников муниципальных архивов.
Для экспертизы работ участников Конкурса Правление Центрального совета РОИА формирует Жюри Конкурса из числа членов Российского общества историков-архивистов, представителей Федерального архивного агентства, ученых-историков, представителей федеральных и ведомственных архивов, архивов субъектов РФ; в регионах Российской Федерации состав Жюри формируют региональные отделения и представительства Российского общества историков-архивистов.
3. Участники Конкурса
В Конкурсе могут принять участие все желающие – учащиеся 8-11 классов образовательных учреждений субъектов Российской Федерации
4. Тематическое содержание Конкурса
На Конкурс принимаются работы проблемного характера на исторические темы, выполненные на базе архивных документов, источников устной истории, включающие этапы методически корректной исследовательской работы, выявления, анализа и описания собранного материала, имеющие обзор литературы по выбранной теме. Тематика исторических исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается (номинации определяются при подведении итогов Конкурса).
5. Сроки проведения Конкурса – в рамках учебного года.
1 сентября 2014 г. – начало работы участников Конкурса.
20 апреля 2015 г. – завершение приема и отбора конкурсных работ на региональном уровне. Допущенные к участию в региональном Конкурсе работы, по решению Жюри регионального состава, самостоятельно публикуются на страницах региональных отделений и представительств Российского общества историков-архивистов на Портале РОИА (www.roiarch.com) в режиме он-лайн, в других интернет-ресурсах РОИА, работа по проведению Конкурса освещается в средствах массовой информации.
15 мая 2015 г. – определение Жюри субъекта Российской Федерации победителей конкурсных работ на региональном уровне, направление 3-х конкурсных работ победителей (лауреатов) в электронном формате на адрес ответственного секретаря Конкурса, члена Правления РОИА ИНОЗЕМЦЕВОЙ Зинаиды Петровны: zinaida33@bk.ru, proia1990@gmail.com
20 июня 2015 г. Жюри III Всероссийского конкурса Правления РОИА завершает прием работ из регионов, представляемых региональной организаций РОИА в электронном формате, и изучает работы конкурсантов, опубликованные на Портале РОИА (www.roiarch.com) в режиме он-лайн.
20 сентября 2015 г. определяются победители и участники III Всероссийского конкурса учебно-исследовательских работ школьников «Юный архивист». Результаты публикуются на Портале РОИА и в сетевом журнале «Вестник архивиста.ru», в других интернет-ресурсах РОИА и средствах массовой информации.
 6. Организация и порядок проведения Конкурса
К рассмотрению на Конкурс принимаются работы на русском языке.
В Конкурсе принимают участие индивидуальные исследователи, а также авторские коллективы (не более трех авторов). При представлении работы двумя или тремя авторами необходимо отразить во введении степень участия каждого из них на этапах сбора, обработки и описания материала.
От одного регионального отделения, представительства РОИА в субъектах Российской Федераций, организации РОИА в федеральных учреждениях принимается не более 3 лучших из поступивших к ним работ (победителей регионального Конкурса) с решением Жюри.
Сопроводительное письмо с решение регионального Жюри направляется одновременно с эл. версиями работ победителей регионального Конкурса отдельными файлами по эл. адресу ответственного секретаря Конкурса, члена Правления РОИА ИНОЗЕМЦЕВОЙ Зинаиды Петровны: zinaida33@bk.ru, proia1990@gmail.com
Обязательное условие и специфика дистанционного Конкурса: работы победителей регионального Конкурса в режиме свободного доступа публикуются на Портале Российского общества историков-архивистов (www.roiarch.com), на страницах регионального отделения, представительства РОИА в субъектах Российской Федераций, организации РОИА в федеральных учреждениях.
Жюри Всероссийского конкурса знакомится с работами конкурсантов в режиме он-лайн.
Учебно-исследовательская работа школьника включает: титульный лист, на котором указывается:
Название субъекта Российской Федерации
Ф.И.О. (полностью), возраст автора (-ов), класс, название учебного заведения, где обучается автор
Тема работы
Ф.И.О. (полностью) руководителя работы и консультантов, их должности
Полный почтовый адрес с почтовым индексом места проживания и учебы автора(-ов) и телефоны с кодом населенного пункта, адрес электронной почты автора и руководителя работы, контактные телефоны
Текст работы включает: Введение (с историографическим обзором), Основную часть, Заключение, Список источников и литературы, Приложения (перечисляются все их названия после текста работы). Иллюстрации и подписи к ним должны быть расположены внутри текста в формате ВОРД.
Печатный объем работы не должен превышать 10 м/п страниц (размер шрифта — 14 пт., межстрочный интервал — 1.5). Приложения — не более 3-х листов формата А4 размещаются ниже текста работы в одном файле ВОРД.
Название файла, содержащего текст лауреата Конкурса, должно содержать ФАМИЛИЮ АВТОРА и НАЗВАНИЕ РЕГИОНА, например: ИВАНОВ_ПЕРМЬ или ПЕТРОВ_ТВЕРЬ
К рассмотрению не принимаются: проектные, реферативные и описательные работы; работы, не основанные на изучении архивных документов и источниках устной истории.
7. Подведение итогов
Итоги подводятся Жюри Всероссийского конкурса и утверждаются на Правлении РОИА 20 сентября 2015 г.
При оценке работы учитывается:
Корректная формулировка темы;
Структурирование работы;
Наличие историографического обзора; характеристика использованной источниковой базы;
Формулировка цели, задач, выводов, свидетельствующих о достижении цели исследования;
Описание конкретных методов исследования и творческой лаборатории их применения;
Библиографическое оформление работы, списка источников и литературы;
Практическое применение результатов исследования.
Итоги Конкурса публикуются в сетевых ресурсах РОИА: Портале РОИА, сетевом журнале«Вестник архивиста.ru», «Вестник архивиста.com», региональных сетевых ресурсах РОИА, в центральных и региональных средствах массовой информации.
НАГРАЖДЕНИЕ ЛАУРЕАТОВ И УЧАСТНИКОВ II ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ЮНОШЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ Российского общества историков-архивистов «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» ПРОХОДИТ В ТОРЖЕСТВЕННОЙ ОБСТАНОВКЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Правления Центрального совета РОИА
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» И ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 
1. Выбор темы. Положением о Конкурсе предусмотрено, что на Конкурс принимаются работы проблемного характера на исторические темы, выполненные с использованием архивных документов и источников устной истории. При этом тематика исторических исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивается.
Для правильного выбора темы, прежде всего, важно выяснить наличие источниковой базы, на основе которой может быть выполнена работа. С этой целью рекомендуем на предварительном этапе провести ознакомление и консультирование руководителей и консультантов юношеских учебно-исследовательских работ по вопросам: а) состава и содержания фондов государственных и муниципальных архивов, музеев и библиотек региона, рекомендуя к использованию документы фондов, содержащих информацию о развитии образования, культуры, здравоохранения, сельского хозяйства, промышленности, а также личные фонды и тематические коллекции; б) правил работы исследователей в читальных залах и основной тематики региональной истории, изучаемой краеведами и учеными; в) научно-справочного аппарата архива и правил пользования им; в) оформления ссылок на архивные источники; г) исторического интервьюирования и основных требований удостоверения сообщения респондента для сохранения его в качестве источника устной истории (воспоминания, анкеты, др.). При этом важно обратить внимание, что корректная формулировка темы является одним из оценочных критериев конкурсной работы. В формулировке темы должны быть отражены предмет и объект, географический и хронологический аспекты изучения (что, где, когда).
Следует учесть, что главной мотивацией исследовательской работы большинства школьников является потребность узнать правду истории, стремление понять реальные факты исторического прошлого, биографии и поступки человека во всей сложности и противоречивости исторического времени. Проблематика работ, вызывающих интерес, связана в основном с исследованием судеб людей в контексте узловых событий истории России ХХ столетия, таких, как: Первая мировая, Великая Отечественная, Гражданская, «Афганская» войны: патриотизм, подвиг воинов, депортация народов, политические репрессии, коллективизация, история школ, больниц, театров, музеев. Все больший интерес вызывают проблемы религиозного и духовно-нравственного возрождения России.
Обращаясь к исследованию микропроцессов в историческом прошлом, как правило, не отраженных в официальной историографии, юный исследователь неизбежно оказывался перед необходимостью самостоятельно выявить источниковую базу для исследования темы; уяснить содержание и различие в базовых понятиях «источник информации», «исторический источник», «исторический факт», освоить методы источниковедческой критики исторического источника для получения достоверной информации; углубленно изучить историографию проблемы с тем, чтобы рассмотреть частное явление в историческом контексте. Все это требует кропотливого труда, научного подхода, обдумывания рациональных способов получения необходимых данных, в качестве которых авторы наиболее успешно осваивали методы: интервьюирования, анкетирования, сравнительного анализа, синтеза, статистической обработки, описания, др.
Юные авторы нередко вносят собственный вклад в сохранение исторической памяти, позволяя воскресить забытые имена тех, кто служил своему народу, увековечить их память; восстановить связь поколений; сквозь призму отдельных человеческих судеб осмыслить роль личности в истории; рассмотреть исторические события в трактовке официальной историографии в сопоставлении с реальными фактами жизни народа. В поисках ответов на вопрос о мотивации поступков людей участникам Конкурса – юным авторам необходимо делать собственные выводы о значении нравственных категорий, определяющих личность человека, его стойкость в преодолении неблагоприятных, нередко трагических внешних обстоятельств. Самоотверженность, долг, любовь и ответственность перед людьми и Отечеством, милосердие, народный патриотизм авторы выделяют как основополагающие черты, характеризующие гражданина России. Заявляя о своем желании продолжить исследовательскую работу, многие авторы, проявляли гражданскую зрелость, видят свою задачу в сохранении и актуализации памяти о людях России как основу преодоления переживаемого духовно-нравственного кризиса современного общества.
2. Актуальность темы. Актуальность темы исторического исследования не должна определяться идеологическими и политическими пристрастиями. Прежде всего, важны достоверность и объективность в исследовании не вполне изученных явлений, фактов и событий истории региона, биографий выдающихся и рядовых людей – участников и свидетелей исторического прошлого Родины. Исследовательский интерес школьников нередко привлекают темы, связанные с знаменательными и памятными датами. К малоизученным темам, например, относится история Первой мировой войны 1914–1918 гг., взаимоотношения Церкви и государства в годы советской власти; отречение царя и крушение Дома Романовых в восприятии народа и многие др.
В 2013-2014 гг. отмечаются, в частности:
70 лет Победы в Великой Отечественной войне
70 лет со дня окончания Второй мировой войны
Курская битва (1943 г.)
Прорыв блокады Ленинграда (1943 г.)
Сталинградская битва (окончена в 1943 г.)
Возникновение славянской письменности (863 г. – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку)
1026 лет Крещения Руси (988 г.)
Битва на р. Калке между монгольскими и русскими войсками (1223г.)
«Азбука» Ивана Федорова (1578 г.) Первая книга мирского назначения — русский букварь «Азбука»
3. Структура, объем, оформление учебно-исследовательской работы школьника должны соответствовать условиям Конкурса, определенным Положением. Ссылки на используемые источники и литературу следует размещать в постраничных примечаниях. Составные части работы: титульный лист, основное содержание, приложения (не более 3) составляют единое целое в едином файле.
4. Оценочные критерии конкурсной работы определены Положением о Конкурсе (п. 6). При оценке работы учитывается: корректная формулировка темы; структурирование работы; наличие историографического обзора; характеристика использованной источниковой базы; формулировка цели, задач, выводов, свидетельствующих о достижении цели исследования; описание конкретных методов исследования и творческой лаборатории их применения; библиографическое оформление работы, списка источников и литературы; возможность практического применения результатов исследования.
5. Номинации. Положением о конкурсе номинации не учреждены. Вопросы определения лучших работ в разрезе номинаций (определенных групп образовательных учреждений, или архивов, или выделенной тематики, др.) при возможности и необходимости разрешаются на региональном уровне с учетом специфики источниковой базы, которую архивы могут предоставить школьникам для изучения.
6. Правление Центрального совета РОИА полагает возможным в порядке исключения допустить к участию в Конкурсе работы, выполненные школьниками 6-7 кл. при условии соответствия их работ условиям Конкурса.