проект Концепции развития архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания на период до 2020 года

Опубликовано: 17.12.2015

Антикоррупционная экспертиза

Архивная служба Республики Северная Осетия – Алания  проводит  антикоррупционную экспертизу проекта Концепции развития архивного дела в РСО-Алания на  период до 2020 года.

         Дата начала приёма заключений 14 декабря  2015

Дата окончания  приёма заключений  20 декабря 2015г.

Формы возможного направления заключений – письменный документ, электронный документ с электронной цифровой подписью, факсограмма.

Юридический адрес Архивной службы Республики Северная Осетия – Алания: 362019, г.Владикавказ, ул.Пушкинская, дом 10

Адрес для направления  корреспонденции: 362019, г.Владикавказ, ул.Пушкинская, дом 10.

Номер контактного телефона: 8-867-2-53-00-96 (телефон / факс)

Адрес электронной почты: archive@rso-a.ru

 

Проект

 Концепция развития архивного дела 

в Республике Северная Осетия-Алания на период до 2020 года

  1. Общие положения

Концепция среднесрочного развития архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания (далее – Концепция) разработана в целях определения путей и способов модернизации архивного дела в республике, достижения нового уровня организации деятельности в сфере хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания и других архивных документов, отвечающего потребностям и нуждам современного информационного общества.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

стратегические ориентиры среднесрочного развития архивного дела;

принципы, цель и задачи;

основные направления развития;

механизмы реализации и источники финансирования.

 

  1. Стратегические ориентиры среднесрочного развития архивного дела

2.1. Основные итоги развития архивного дела

в Республике Северная Осетия-Алания

В ходе социально-экономических реформ последних десятилетий разработано, на основе федерального, новое архивное законодательство в Республике Северная Осетия-Алания, которое положительно отразилось на деятельности архивов, а также позволило кардинально расширить доступ пользователей к архивным документам.

На территории Республики Северная Осетия государственное регулирование вопросов архивного дела осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти в области архивного дела – Архивная служба республики. Сеть архивных учреждений представлена двумя государственными бюджетными учреждениями РГБУ «Центральный государственный архив РСО-Алания» (далее – ЦГА РСО-Алания) и РГБУ «Государственный архив новейшей истории РСО-Алания» (далее – ГАНИ РСО-Алания), девятью архивными отделами и архивами органов местного самоуправления муниципальных образований

Государственные архивы расположены в г. Владикавказе, в двух специально построенных зданиях: ЦГА РСО-Алания – по ул. Чапаева, 25 (805,8 кв. м., загруженность 140%) и ГАНИ РСО-Алания – по ул. Пушкинская, 10 (площадь архивохранилищ 690,7 кв. м., загруженность 98%).

Модернизация инфраструктуры архивной отрасли в последнее десятилетие обеспечила определенные позитивные результаты.

В 2012- 2014 годах на средства республиканской целевой программы «Развитие архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания (2012-2014 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РСО-Алания от 27 мая 2011 года № 148 существенно укреплена безопасность государственных архивов республики за счет установки систем внешнего и внутреннего наблюдения и тревожных кнопок; проведения ремонта кровли, фасада и помещений государственных архивов, замены деревянных стеллажей на металлические и пр.

Документальное наследие Республики Северная Осетия-Алания, составляющее более 1 млн. 381 тыс. единиц хранения архивных документов, относится по своему составу и содержанию к числу наиболее богатых и ценных на Юге России. Многие документы имеют общероссийскую значимость, так как являются единственным источником информации по истории развития значительной территории России с конца XVIII века. В городе Владикавказе, имевшем статус центра Терской области, Горской республики, сконцентрированы документы, отражающие историю Пятигорского, Кизлярского, Моздокского отделов и Владикавказского, Нальчикского, Грозненского, Хасав-Юртовского округов, становление курортов Кавказских Минеральных Вод. Эти документы постоянно востребованы. Поэтому формирование архивных электронных ресурсов для их предоставления пользователям в читальных залах и в сети Интернет – в числе приоритетов в обеспечении информационной безопасности Северо-Кавказского региона.

Компьютерный парк архивных учреждений республики составляет в расчете на руководителей и специалистов 1,5 компьютера, 41 % компьютеров подключены к высокоскоростной сети Интернет. Посещаемость сайта архивистов Осетии – www.archive-osetia.ru ежегодно растет и составляет в среднем 22 тыс. обращения из более, чем 80 стран и регионов.

За счет ежегодной работы архивных учреждений республики по заполнению всероссийских учетно-справочных баз данных программных комплексов «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», доля заголовков единиц хранения, доступ к которым представляется online, составляет 13,7 % от общего объема хранящихся в государственных и муниципальных архивах дел.

В течение пяти лет государственными архивами ведется оцифрование документов. Фонд электронных образов документов государственных архивов составляет всего 1159 ед. хр., 125747 файлов. За счет средств, предусмотренных федеральной целевой программой «Культура России (2012-2018 годы)», в 2013 году проведено оцифрование на сумму 1000,0 тыс. руб. (около 400 дел). В 2013 году приобретен планетарный книжный сканер ЭларСКАН А2А на сумму 650,0 тыс. руб.

Стараясь выполнить свою научно-просветительскую миссию, архивы республики используют разнообразные формы популяризации информационных ресурсов: проводят научно-практические конференции и уроки мужества, организуют историко-документальные выставки, плодотворно сотрудничают со средствами массовой информации, занимаются издательской деятельностью. Ежегодно издаются: календари знаменательных и памятных дат Осетии, книги к юбилейным историческим событиям, хроника жизни и творчества наших именитых земляков, сборники архивных документов, посемейные списки населенных пунктов Владикавказского округа Терской области на 1886 год из серии «Архивный фонд Осетии». Ежегодное число пользователей архивной информации достигает 10 тыс. человек.

Архивной службой РСО-Алания ежегодно проводятся республиканские этапы Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист», по итогам которого школьники республики неоднократно удостаивались дипломов российского уровня.

Архивные документы все чаще востребованы гражданами и организациями для подтверждения своих социальных и имущественных прав. Для оптимизации работы по оказанию государственной услуги в части предоставления архивной информации в Архивной службе действует система «одного окна», работает электронная почта. Количество запросов, поступающих в  архивы нашей республики стабильно растет: с 1556 запросов – в 2001 году до 5612 – в 2014 году.

Штатную численность государственных архивов республики составляют 38 сотрудников, занятых основной деятельностью (из них 8 на хозрасчетной основе). Архивная деятельность  по формированию, хранению и использованию архивной информации в связи со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий и совершенствованием правового положения государственных учреждений, требует постоянного пополнения знаний. В целях повышения квалификации сотрудников регулярно проводятся семинарские занятия, организуются курсы повышения квалификации, стажировки по различным вопросам архивного дела. Архивисты республики – активные члены Научно-методического совета архивных учреждений Северо-Кавказского федерального округа, к заседаниям которого готовят выступления, представляют методические разработки по актуальным вопросам развития архивного дела.

2.2. Вызовы предстоящего среднесрочного периода

Ситуация в архивной отрасли республики за последние годы в целом характеризуется положительной динамикой основных показателей деятельности: улучшились условия хранения архивных документов, внедряются в работу современные информационные технологии, вырос объем и виды оказываемых архивными учреждениями государственных услуг, в частности, в электроном виде, создаются учетно-справочные автоматизированные базы данных, значительно возросла информационная, выставочная и публикационная деятельность архивных учреждений.

Вместе с тем, усиливаются прежние и создаются новые факторы (угрозы), к числу основных из которых следует отнести:

отсутствие дополнительных площадей для приема документов в государственных архивах и опасность их утраты в условиях ведомственного временного хранения;

износ инженерных коммуникаций, недостаточность специального оборудования для хранения, реставрации и консервационно-профилактической обработки архивных документов в государственных архивах и, как следствие – угроза физической сохранности документов;

нерешенность проблемы хранения документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций и скапливание их на местах.

Помимо этого в начале XXI века российские архивы столкнулись с новыми вызовами, обусловленными стремительным развитием информационного общества, распространением новых технологий в сфере документационного обеспечения управления, все большим распространением электронного документооборота, что неизбежно ставит вопрос об адаптации архивов к реалиям информационного общества.

Ключевыми рисками развития архивного дела в среднесрочном периоде будут оставаться возможные финансовые ограничения, вызванные осложнением финансово-экономической ситуации в стране, которые могут негативно отразиться на исполнении функций архивов по обеспечению сохранности документов, доступа к ним пользователей и в целом на их использовании в интересах граждан, общества и государства.

2.3. Целевые ориентиры

Одним из основных направлений стратегического развития  республики в социальной сфере определено сохранение высокого образовательного уровня населения, а в числе задач перед органами исполнительной власти и бюджетными учреждениями ставится усиление ответственности за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг. В этой связи стратегической целью архивной сферы деятельности в республике выступает формирование качественно нового состояния архивов, надежно обеспечивающих национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан на получение информации, что позволит, в частности, к 2020 году:

в качественном выражении:

1) повысить уровень и качество предоставляемых государственных услуг путем внедрения передовых технологий в практику архивного дела;

2) расширить доступ пользователей к архивной информации, в том числе, в электронном виде;

3) повысить уровень патриотического и гражданского сознания жителей республики путем пропаганды документов Архивного фонда РСО-Алания;

4) повысить уровень безопасности документов Архивного фонда РСО-Алания за счет создания нормативных условий хранения архивных документов и увеличения объемов реставрации наиболее ветхих архивных документов;

в количественном выражении:

1) увеличить долю запросов социально-правового характера, исполненных государственными архивами с положительным результатом до 100,0%;

2) создать два электронных читальных зала на 8 рабочих мест;

3) увеличить рост числа обращений к Интернет-ресурсам Архивной службы РСО-Алания и государственных архивов на 15%;

4) увеличить количество рассекреченных архивных дел до1200 единиц;

5) издать 5 томов сборника архивных документов серии «Архивный фонд Осетии»;

6) увеличить долю заголовков архивных единиц хранения, включенных в автоматизированную систему централизованного государственного учета, в общем объеме документов Архивного фонда РСО-Алания, хранящихся в государственных архивах до 35%;

7) оцифровать 700 тыс. страниц архивных документов;

8) увеличить площади архивохранилищ, оснащенных  системами видеонаблюдения, автоматического пожаротушения, кондиционирования воздуха, металлическими стеллажами, архивными коробами;

9) увеличить долю отреставрированных архивных дел в общем объеме дел, поставленных  на учет для проведения реставрационно-переплетных работ  до 100%.

3.Принципы, цель и задачи среднесрочного развития  архивного дела

 3.1. Принципы развития архивного дела

Развитие архивного дела в среднесрочной перспективе должно основываться на следующих принципах:

преемственности, предусматривающей сохранение сложившихся традиций функционирования российского архивного дела, в частности, территориального принципа комплектования архивных документов;

эволюционности, предполагающей в среднесрочной перспективе одновременный прием, комплектование и использование как документов на традиционных носителях, так и электронных документов;

открытости, означающей последовательное расширение возможностей доступа к архивным документам за счет улучшения работы читальных залов архивов; перевода ранее засекреченных архивных документов на открытое хранение; активизации их оцифровки с размещением электронных копий архивных документов и поисковых средств к ним в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форматах открытых данных;

экономичности, подразумевающей уменьшение издержек бюджетов всех уровней и затрат организаций на содержание архивных документов за счет сокращения сроков хранения документов; ужесточения критериев отбора документов на постоянное хранение; разработки и внедрения инновационных технологий хранения архивных документов и поиска архивной информации; использования лучших мировых и отечественных проектов, оптимальных решений при строительстве архивных зданий, оснащении их специальным технологическим оборудованием; повышения производительности труда архивистов;

партнерства, означающего организацию взаимовыгодных деловых отношений с научными организациями, учреждениями культуры, представителями бизнес-сообщества, российским архивным сообществом, а также двухстороннего сотрудничества.

 3.2. Цель и задачи развития архивного дела

Основной целью развития архивного дела в среднесрочной перспективе является приведение деятельности архивов в соответствие с потребностями и нуждами современного информационного общества.

Для ее достижения необходимо решить следующие ключевые задачи:

сохранить действующую систему государственных и муниципальных архивов, изменения в которой (создание, реорганизация или ликвидация) будут происходить лишь в связи с мерами органов государственной власти и органов местного самоуправления по уточнению границ административно-территориальных образований и оптимизации структуры соответствующих администраций;

продолжить модернизацию инфраструктуры архивных учреждений;

интегрировать архивы в систему электронного правительства; создать условия для работы с электронными документами, передаваемыми на постоянное хранение из органов государственной власти, для чего, по-возможности, организовать Центр хранения электронных документов с функциями централизованного приема, хранения и организации доступа к электронным документам постоянного срока хранения органов государственной власти и организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов, использующих системы электронного документооборота. Кроме того, наделить его правом централизованного хранения электронного фонда пользования на документы Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания;

организовать научно-методическое и практическое взаимодействие и партнерство с органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, представителями бизнес-сообщества в области работы с электронными документами;

расширить оказание государственными и муниципальными архивами методической помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления в работе архивов и организации делопроизводства.

Реализация этих задач должна обеспечить:

развитие архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания и делопроизводства в русле передовых российских тенденций и технологий;

более высокий качественный уровень и доступность государственных и муниципальных услуг архивов в соответствии с интересами и потребностями граждан;

интеграцию информационных ресурсов архивов с другими информационными ресурсами.

4.Основные направления реализации Концепции

Основными направлениями реализации Концепции являются:

реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере архивного дела;

обеспечение надежной сохранности и организация государственного учета документов Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания и других архивных документов;

качественное формирование Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания;

организация эффективного использования документов Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания и других архивных документов, предоставление информационных услуг;

развитие кадрового потенциала архивов.

Кроме того, необходимо организовать внедрение в работу государственных органов, органов местного самоуправления и организаций:

правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях;

порядка подготовки и передачи в государственные и муниципальные архивы документов Архивного фонда Российской Федерации, созданных в форме электронных документов;

перечня документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения.

Продолжится работа по организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания и других архивных документов в интересах граждан, общества и государства, в том числе:

совершенствование условий хранения документов в архивах в целях обеспечения гарантированного доступа к ним пользователей;

развитие информационного потенциала Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания путем качественного комплектования архивов документами организаций – источников комплектования, сроки ведомственного хранения которых истекли и документами личного происхождения.

В условиях массового использования информационно-коммуникационных технологий неуклонно увеличивается часть документации, создаваемой в электронной форме. Развитие электронного документооборота и увеличение объема электронных документов объективно должны привести к постепенному видовому изменению состава Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания и в конечном итоге – к уменьшению объемов приема бумажной документации на постоянное хранение. Это, с одной стороны, предполагает определенное сокращение дефицита площадей архивохранилищ, с другой – необходимость создания условий для приема значительных массивов электронных документов. Поэтому подготовка архивов к приему, сохранению и использованию электронных документов, обеспечению их аутентичности – приоритетное направление развития архивного дела.

Социально значимыми государственными (муниципальными) услугами архивов, которыми ежегодно пользуются тысячи физических и юридических лиц, являются организация доступа к архивным фондам и информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.

В демократическом государстве обеспечение возможности оперативного и свободного доступа всех категорий пользователей к открытой архивной информации – предмет особого внимания и залог духовного развития общества.

Для большинства профессиональных ученых работа с подлинниками архивных документов в читальных залах останется главным способом исследования. Вместе с тем уже сегодня общество ожидает расширения доступа к архивным фондам в режиме онлайн, поскольку для многих людей «Интернет» стал универсальным читальным залом. Количество пользователей архивной информации, отдающих предпочтение электронным технологиям, будет неуклонно возрастать. Для решения этой проблемы требуется, с одной стороны, обеспечить доступ к архивным документам, которые изначально созданы в цифровой форме, с другой – перевести в цифровой формат наиболее ценные и востребованные обществом документы на бумажном носителе.

Для расширения доступа необходимо последовательно выполнить следующие мероприятия:

продолжить развитие сайта Архивной службы РСО-Алания, разместив на нем полную информацию о составе и содержании хранящихся в государственных и муниципальных архивах фондах и предоставляемых ими услугах, а также создать сайты (страницы) государственных и муниципальных архивов Республики Северная Осетия-Алания;

ежегодно пополнять общеотраслевые программные комплексы «Архивный фонд», «Фондовый каталог», базы данных о местах хранения документов по личному составу и электронные путеводители по архивам с возможностью пользоваться общероссийской архивно-информационной системой, обеспечивающей в режиме онлайн доступ к основным справочникам о составе и содержании архивных документов и описаниям всех архивных фондов с возможностью их автоматизированного поиска;

осуществить последовательный переход от создания традиционных поисково-справочных средств (описей и каталогов) к документам Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания на бумажном носителе к электронным формам, обеспечить их нормативную комплектность, а также завершить создание путеводителей по фондам архивов;

расширить практику публичного представления архивных документов посредством электронных экспозиций и публикаций с размещением в сети «Интернет»;

создать условия для доступа к поступившим на архивное хранение электронным документам, в том числе с использованием облачных технологий;

совершенствовать работу читальных залов архивов, оснастив их необходимыми техническими средствами и инструментарием для поиска ретроспективной информации;

интенсифицировать рассекречивание архивных документов, созданных в деятельности ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников;

продолжить качественное и своевременное описание поступающих на хранение архивных документов.

обеспечить электронное взаимодействие с использованием информационно-коммуникационных каналов государственных и муниципальных архивов с отделениями Пенсионного фонда Республики Северная Осетия-Алания, органами государственной власти и органами местного самоуправления, использующими архивную информацию при оказании государственных и муниципальных услуг;

При этом архивы должны постоянно расширять круг потенциальных потребителей архивной информации, искать инновационные способы использования архивных документов, стимулируя для этого интерес к отечественной истории и к ее документальным источникам.

Реализовывать государственную политику в отношении негосударственной части документального наследия страны, поддерживать государственно-частное партнерство в сфере архивного дела, поощрять создание и функционирование негосударственных архивов.

5.Механизмы реализации и источники финансирования Концепции

 5.1. Механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции обеспечивается следующими механизмами:

1) правовым – разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственной политики в области архивного дела и документационного обеспечения управления.

2) научно-методическим, исследовательским и организационным:

участие в отраслевых научно-исследовательских работах, соответствующих современным потребностям информационного общества и архивной отрасли;

участие в деятельности научно-методического совета архивных учреждений Северо-Кавказского федерального округа;

внедрение передовых разработок и методик в практическую деятельность архивов;

3) финансовым и материально-техническим – участие архивов в реализации государственных программ развития культуры, архивного дела, информатизации и отдельных территорий (федеральных округов, регионов), позволяющих:

сконцентрировать усилия архивов на комплексном и системном решении существующих проблем;

обеспечить прозрачность и обоснованность целей развития, их направленность на достижение конкретных социально значимых показателей,

повысить адресность и эффективность расходования бюджетных средств;

укрепить материально-техническую базу архивных учреждений, их инфраструктуру;

4) информационным – организация выставочных и интернет-проектов, посвященных актуальным историческим темам, в том числе часто подвергаемым искажению и фальсификации;

подготовка и издание сборников документов и документальных публикаций;

информационная поддержка мероприятий, посвященных празднованию знаковых дат в истории Отечества;

совершенствование механизмов и принципов «Открытого правительства» в целях создания эффективной обратной связи, расширения спектра используемых каналов связи и коммуникаций;

5) кадровым – мероприятия по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и Плана мероприятий («дорожной карты)» «Изменения в отраслях социальной сферы, в том числе, доведение к 2018 году заработной платы работников государственных и муниципальных архивов до уровня средней оплаты труда по региону, что позволит повысить престиж работы архивистов, обеспечить стабильность трудовых коллективов и рост их профессионализма;

приведение штатной численности государственных и муниципальных архивов в соответствие с объемами хранящихся в них документов и количеством поступающих запросов;

усовершенствование на основе актуализированных программ существующей системы непрерывной профессиональной переподготовки кадров.

5.2. Источники финансирования реализации Концепции

Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется в рамках:

действующих и принимаемых в установленном порядке государственных программ развития сфер культуры и информатизации, архивного дела и отдельных территорий (федеральных округов, регионов);

текущего содержания архивных учреждений.

 

 ________________________________

 

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи.

Комментировать

*