Методические рекомендации по реализации профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб государственных органов РСО-Алания по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Опубликовано: 03.08.2016

ОДОБРЕНЫ

Комиссией при Главе Республики Северная Осетия-Алания по вопросам государственной гражданской службы и резерва управленческих кадров

(протокол от 13 мая 2014 года № 1)

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ КАДРОВЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИОННЫХ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

 Владикавказ, 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Правовая основа профилактики коррупционных и иных правонарушений 3
  1. Основные направления деятельности подразделений кадровых служб государственных органов Республики Северная Осетия-Алания по профилактике коррупционных и иных правонарушений…………………………………………….. 4
  1. Правовое просвещение, обучение и консультирование государственных гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции, соблюдения ими запретов, ограничений, требований к служебному поведению……………….. 5
  1. Подготовка методических материалов, подборок нормативных правовых актов, создание и ведение в сети Интернет страницы подразделения кадровой службы государственного органа Республики Северная Осетия-Алания по профилактике коррупционных и иных правонарушений…………………………………………….. 7
  1. Выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной гражданской службе……………. 10
  1. Оценка коррупционных рисков и мониторинг антикоррупционных мероприятий, осуществляемых  в  республиканском  государственном органе…………… 12

Приложение 1. Перечень обязанностей, ограничений и запретов, налагаемых на государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия-Алания

Приложение 2. Типовые блок-схемы осуществления отдельных процедур в сфере противодействия коррупции

 Методические рекомендации по реализации профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб государственных органов Республики Северная Осетия-Алания (далее – государственные органы) по профилактике коррупционных и иных правонарушений подготовлены в целях единообразного применения законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания  государственными органами.

  1. Правовая основа профилактики коррупционных и иных правонарушений

 Правовую основу профилактики коррупционных и иных правонарушений составляют:

Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ);

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г.
№ 26-ФЗ);

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г.
№ 125-ФЗ);

Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. № З-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»);

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ);

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ);

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Закон № 172-ФЗ);

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Закон № 230-ФЗ);

Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 310
«О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона
«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Указ № 310);

Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2009 г.
№ 178 «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Северная Осетия-Алания обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее – Указ № 178);

Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2009 г.
№ 179 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания, и государственными гражданскими служащими Республики Северная Осетия-Алания сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее – Указ № 179);

Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 30 ноября 2009 г. № 313 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания, и государственными гражданскими служащими Республики Северная Осетия-Алания, и соблюдения государственными гражданскими служащими Республики Северная Осетия-Алания требований к служебному поведению» (далее – Указ № 313);

Указ Глава Республики Северная Осетия-Алания от 6 сентября 2010 г. № 129 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия-Алания и урегулированию конфликта интересов»;

распоряжение Главы Республики Северная Осетия-Алания от 8 апреля 2014 г. № 69-рг «Об утверждении Порядка передачи в Управление делами Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания подарков, полученных отдельными категориями лиц в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями» (далее – Распоряжение № 69-рг).

  1. Основные направления деятельности подразделений кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений

 В целях профилактики коррупционных и иных правонарушений подразделениям кадровых служб государственных органов, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственным за реализацию функций, предусмотренных пунктом 3 Указа № 313, (далее – подразделения) рекомендуется повысить внимание при решении следующих задач:

правовое просвещение, обучение и консультирование государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия-Алания (далее – гражданские служащие) по вопросам противодействия коррупции, соблюдения ими запретов, ограничений, требований к служебному поведению;

подготовка методических материалов, подборка нормативных правовых актов, создание и ведение в сети Интернет страницы подразделения;

выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной гражданской службе Республики Северная Осетия-Алания (далее – гражданская служба);

оценка коррупционных рисков и мониторинг антикоррупционных мероприятий, осуществляемых в государственном органе.

  1. Правовое просвещение, обучение и консультирование гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции, соблюдения ими запретов, ограничений, требований к служебному поведению

3.1. В целях правового просвещения гражданских служащих необходимо организовать проведение следующих мероприятий:

1) обязательный вводный тренинг для граждан, впервые поступивших на государственную службу. В ходе тренинга необходимо разъяснить государственному служащему основные обязанности, запреты, ограничения, требования к служебному поведению, которые необходимо соблюдать в целях противодействия коррупции, а также предоставить ему пакет соответствующих методических материалов и контактную информацию подразделения. Оптимальный срок проведения вводного тренинга – в течение 30 календарных дней с момента назначения гражданина на должность гражданской службы;

2) регулярный тренинг по вопросам противодействия коррупции, соблюдения запретов, ограничений, требований к служебному поведению для всех гражданских служащих государственного органа.

В ходе тренинга важно уделить особое внимание:

порядку действий, которому гражданские служащие должны следовать для соблюдения положений законодательства, в том числе соответствующим административным процедурам, установленным нормативными правовыми актами государственного органа;

типичным ситуациям, провоцирующим конфликт интересов, и способам их урегулирования;

типичным вопросам, которые возникают в ходе исполнения антикоррупционного законодательства, и детальному разбору отдельных наиболее сложных положений нормативных правовых актов и т.д.

Регулярный тренинг рекомендуется осуществлять не реже одного раза в год.

Он может проводиться подразделениями как самостоятельно, так и с привлечением представителей других ведомств, экспертов из научных организаций, образовательных учреждений.

Возможности участия гражданских служащих в различных образовательных программах по вопросам противодействия коррупции как в рамках реализации государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих, так и в рамках выполнения различных научно-исследовательских работ рекомендуется выявлять в ходе систематического мониторинга осуществления ими служебных функций.

Необходимо стимулировать гражданских служащих к участию в таких программах.

3) специализированный углубленный тренинг для гражданских служащих, в должностные обязанности которых входят организация и проведение мероприятий по противодействию коррупции.

В ходе тренинга следует уделить особое внимание:

детальному обсуждению положений антикоррупционного законодательства и подходов к их применению;

вопросам организации мероприятий по противодействию коррупции в государственном органе;

профилактике коррупционных правонарушений;

применению мер ответственности за несоблюдение запретов, ограничений, требований к служебному поведению и т.д.

В целях обеспечения систематического обучения гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции рекомендуется подготовить соответствующий план-график, содержащий расписание занятий, темы занятий, список обучаемых.

В плане-графике также необходимо учитывать проведение подразделениями регулярного тренинга, мероприятия по программам дополнительного профессионального образования, в которых планируется участие гражданских служащих;

4) специальный тренинг для детального ознакомления и анализа новых правовых норм, включая подходы к их применению, в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции.

Тренинг (беседа) с гражданскими служащими, увольняющимися с государственной службы, чьи должности входили в перечень, установленный Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 21 сентября 2010 г.
№ 140 «О дополнительных мерах по реализации законодательства о противодействии коррупции в Республике Северная Осетия-Алания» и нормативными актами государственных органов.

В ходе тренинга (беседы) гражданскому служащему следует разъяснить ограничения, связанные с его последующим трудоустройством, а также предоставить ему соответствующие методические материалы и контактную информацию подразделения.

3.2. Для организации консультирования гражданских служащих по вопросам противодействия коррупции представляется целесообразным определить порядок обращения для получения индивидуальной консультации, а также установить приемные часы ответственных лиц кадровых подразделений. При небольшой штатной численности подразделений наряду с индивидуальным консультированием следует активно внедрять в практику технологии дистанционного консультирования во избежание рисков нарушения режима конфиденциальности личной информации.

3.2.1. Сведения о консультировании (ответственные лица, их контактная информация, приемные часы и место проведения консультаций) должны быть доведены до всех гражданских служащих соответствующего государственного органа, размещены для открытого доступа на странице подразделения.

3.2.2. Дистанционное консультирование по вопросам противодействия коррупции может осуществляться с помощью специальной электронной формы или посредством использования электронной почты. В этом случае на странице подразделения должна быть размещена ссылка на электронную форму или указан адрес электронной почты.

В целях сокращения консультационной нагрузки на подразделения и защиты конфиденциальности систему дистанционного консультирования целесообразно снабдить дополнительными поисковыми возможностями (например, поиском ответов на интересующие вопросы в разделе «Часто задаваемые вопросы» или в методических материалах).

При наличии в государственном органе технических возможностей проведение консультаций может осуществляться в режиме он-лайн.

  1. Подготовка методических материалов, подборок нормативных правовых актов, создание и ведение в сети Интернет страницы подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений

4.1. Организационно-методическое обеспечение является одним из важных условий внедрения мер противодействия коррупции в государственных органах.

Следует учитывать, что многие меры противодействия коррупции (например, урегулирование конфликта интересов) появились в российском законодательстве недавно, и гражданские служащие не приобрели достаточный опыт реализации соответствующих норм. Этим объясняется необходимость разъяснения предъявляемых к ним требований. При этом письменные разъяснения, консультации, методические материалы должны быть по возможности краткими, наглядными, удобными в использовании и иметь прямое отношение к повседневной служебной деятельности гражданских служащих.

В этих целях в государственных органах целесообразно подготовить и использовать следующие методические материалы:

краткий перечень основных обязанностей, запретов и ограничений, которые необходимо соблюдать гражданским служащим в целях противодействия коррупции (см. приложение 1);

перечень типовых ситуаций, способных повлечь конфликт интересов в конкретном государственном органе. Представляется полезным дополнить его сборником, содержащим примеры конфликтов интересов, отражающих специфику деятельности конкретного государственного органа;

блок-схемы основных административных процедур в сфере противодействия коррупции. Поскольку многие административные процедуры в сфере противодействия коррупции являются новыми для гражданских служащих, полезно представить последовательность действий гражданского служащего в графической форме (см. приложение 2);

инструкция по заполнению справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В целях преодоления возникающих у гражданских служащих затруднений в понимании требований к содержанию подаваемых сведений следует подготовить пояснения, в том числе образец справки, и разместить их в сети Интернет на странице подразделения;

тематические сборники нормативных правовых актов (выдержек из нормативных правовых актов) по вопросам противодействия коррупции. Целесообразно тиражировать сборники нормативных правовых актов или извлечения из них в количестве, необходимом для распространения среди гражданских служащих государственного органа;

памятка об ограничениях по трудоустройству для бывших гражданских служащих. В памятке может содержаться следующая информация: изложение законодательства, перечень функций, осуществляемых данным государственным органом, которые могут стать основанием для применения ограничений, порядок действий гражданского служащего для получения согласия комиссии, контактные данные подразделения.

4.2. Методические материалы рекомендуется разместить в сети Интернет на странице подразделения.

4.3. Пакетом организационных документов рекомендуется снабжать лиц, впервые поступивших на гражданскую службу. Такой пакет может включать в себя методические материалы (в бумажной и в электронной форме), перечень основных обязательств, запретов и ограничений, инструкцию по заполнению справки о доходах, описания и блок-схемы соответствующих процедур, кодекс этики и служебного поведения служащего, утвержденный государственным органом, контактную информацию подразделения и др.

4.4. Для повышения эффективности доступа гражданских служащих государственного органа к информации о противодействии коррупции рекомендуется создать на официальном сайте государственного органа в сети Интернет отдельную страницу подразделения и обеспечить ее полноценное информационное наполнение и регулярное обновление.

Прямую ссылку на страницу подразделения рекомендуется разместить на главной странице официального сайта государственного органа.

4.5. На странице подразделения необходимо размещать следующую информацию:

4.5.1. Нормативные правовые акты, в том числе:

полная подборка федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов Республики Северная Осетия-Алания, указов и распоряжений Главы Республики Северная Осетия-Алания, постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания, регулирующих вопросы противодействия коррупции;

правовые акты государственного органа по вопросам противодействия коррупции, включая:

порядок уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы;

порядок передачи подарков;

порядок уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений;

порядок обращения в связи с дачей согласия на трудоустройство;

порядок уведомления о наличии личной заинтересованности;

план противодействия коррупции;

кодекс этики и служебного поведения государственных служащих.

4.5.2. Методические материалы, в том числе:

перечень основных обязанностей, запретов и ограничений, которые обязан соблюдать гражданский служащий в целях противодействия коррупции;

перечень типовых ситуаций и модельных примеров конфликта интересов с учетом специфики деятельности конкретного государственного органа.

4.5.3. Иные методические материалы:

блок-схемы основных процедур в сфере противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов;

заполняемые формы уведомлений и иных документов, подаваемых гражданскими служащими в рамках мероприятий по противодействию коррупции, в том числе:

заполняемая форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего;

заполняемая форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей гражданского служащего;

заполняемая форма уведомления об иной оплачиваемой работе;

форма уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений;

форма уведомления о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к возникновению конфликта интересов;

форма обращения бывшего гражданского служащего в связи с дачей согласия на трудоустройство;

сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданскими служащими за все предшествующие годы.

4.5.4. Часто задаваемые вопросы.

4.5.5. Информация о проведении обучения гражданских служащих  государственного органа по вопросам противодействия коррупции.

4.5.6. Контактная информация подразделения, в том числе о приемных часах для получения очной консультации.

4.5.7. Адреса страниц и сайтов соответствующих подразделений в сети Интернет.

При создании специальной страницы необходимо определить сотрудника подразделения, на которого будут возложены обязанности по наполнению и регулярному обновлению страницы.

  1. Выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе

5.1. В целях предупреждения возникновения у гражданского служащего конфликта интересов всем гражданам, поступившим на гражданскую службу в государственный орган, необходимо давать соответствующие разъяснения в форме собеседования.

В ходе собеседования, проводимого подразделением, важно определить, есть ли у гражданского служащего личные интересы, которые могут воспрепятствовать объективному исполнению им должностных обязанностей. Особое внимание следует уделить выяснению эмитентов акций и иных ценных бумаг, находящихся в собственности гражданского служащего и членов его семьи, наличию иной оплачиваемой работы гражданского служащего, сведениям о месте работы членов семьи гражданского служащего и т.д.

Основанием для собеседования могут стать представленные гражданским служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

5.2. Порядок уведомления о личной заинтересованности законодательством не установлен, что может стать причиной возникновения трудностей при реализации положений статьи 11 Закона № 273- ФЗ и статьи 19 Закона № 79-ФЗ. В связи с этим представляется необходимым регламентировать соответствующий порядок и процедуру его осуществления в государственном органе, предусмотрев следующее:

уведомление о личной заинтересованности осуществляется в письменной форме – произвольной или в соответствии с формой, разработанной в государственном органе;

форма уведомления может предусматривать указание следующих сведений: информация о гражданском служащем, направившем уведомление (фамилия, имя, отчество, должность, структурное подразделение); описание личной заинтересованности, которая приводит или может привести к возникновению конфликта интересов; описание должностных обязанностей, на исполнение которых может негативно повлиять либо негативно влияет личная заинтересованность; предложения по урегулированию конфликта интересов;

уведомление подается непосредственному начальнику и (или) представителю нанимателя через подразделение;

подразделение регистрирует представленное уведомление в специальном журнале регистрации уведомлений о личной заинтересованности;

уполномоченное должностное лицо подразделения выдает гражданскому служащему, подавшему уведомление, талон-уведомление, состоящий из корешка талона-уведомления и самого талона-уведомления, при этом корешок остается у уполномоченного лица, а талон-уведомление вручается гражданскому служащему;

подразделение в день регистрации передает (докладывает) полученное уведомление представителю нанимателя;

представитель нанимателя может принять решение о проведении подразделением проверки обстоятельств, указанных в уведомлении, в порядке, установленном Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания, и государственными гражданскими служащими Республики Северная Осетия-Алания, и соблюдения государственными гражданскими служащими Республики Северная Осетия-Алания требований к служебному поведению, утвержденным Указом № 313;

представитель нанимателя направляет уведомление о личной заинтересованности и результаты его проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

после получения протокола заседания, содержащего решения упомянутой комиссии, представитель нанимателя принимает решение о том, действительно ли личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов, и определяет необходимые меры по урегулированию;

подразделение в течение двух дней с момента принятия представителем нанимателя решения информирует о принятом решении гражданского служащего.

5.3. Для эффективной реализации мер по урегулированию конфликта интересов гражданские служащие должны приобрести навыки оценки своих действий для понимания конфликта интересов, научиться определять конфликт интересов, отличать его от иных форм должностных коммуникаций.

  1. Оценка коррупционных рисков и мониторинг антикоррупционных мероприятий, осуществляемых в государственном органе

6.1. Рекомендуется проводить регулярный мониторинг выявленных в государственном органе коррупционных правонарушений, случаев несоблюдения запретов, ограничений, требований к служебному поведению гражданского служащего, ситуаций конфликта интересов, а также этически спорных ситуаций.

С этой целью следует обобщать и анализировать: решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

результаты рассмотрения обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по «горячей линии»;

результаты рассмотрения уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений;

сообщения в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения гражданскими служащими государственного органа требований к служебному поведению;

вопросы гражданских служащих государственного органа, заданные в ходе консультирования.

Результаты анализа рекомендуется представлять в форме ежегодного доклада руководителю государственного органа.

6.2. Рекомендуется разработать перечень коррупционных рисков, в том числе определить функции государственного органа, при выполнении которых наиболее высока вероятность возникновения коррупционных правонарушений и конфликтов интересов. Для каждой такой функции обозначить основные коррупционные правонарушения и ситуации, приводящие к конфликту интересов, которые могут возникнуть при ее реализации.

Особое внимание следует уделять тем коррупционным правонарушениям и ситуациям, приводящим к конфликту интересов, выявление которых в рамках системы мер противодействия коррупции сопряжено с наибольшими трудностями.

6.3. При разработке плана противодействия коррупции в государственном органе необходимо не только основываться на типовом плане противодействия коррупции, рекомендованном к использованию во всех республиканских органах исполнительной власти, но и учитывать коррупционные риски, свойственные данному государственному органу.

Описание коррупционных рисков, свойственных данному государственному органу (или их перечень) составляется по результатам мониторинга антикоррупционных мероприятий и мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений, анализа применения мер ответственности за несоблюдение запретов, ограничений, требований к служебному поведению и т.д. в государственном органе

Приложение 1

к Методическим рекомендациям «Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб государственных органов Республики Северная Осетия-Алания по профилактике коррупционных и иных правонарушений»

ПЕРЕЧЕНЬ

обязанностей, ограничений и запретов, налагаемых на государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия-Алания

1 2 3 4
Содержание запрета/ограничения Нормативные правовые основания Необходимые действия Ответственность за несоблюдение
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Гражданский служащий обязан ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Перечни должностей, на которые распространяется данная обязанность, утверждены Указом № 179 и локальными нормативными актами государственных органовчасть 1 статьи 20 Закона № 79-ФЗ, часть 1 статьи 8 Закона № 273-ФЗ, Указ № 179Представить не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей)Непредставление указанных сведений или представление заведомо ложных сведений является правонарушением, влечет освобождение гражданского служащего от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности.Факт непредставления по объективным причинам сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей подлежит рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересовпункт 9 Положения, утвержденного Указом № 179Подать в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов заявление о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детейНепредставление гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по необъективной причине является способом уклонения от представления указанных сведений и влечет освобождение гражданского служащего от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственностиГражданский служащий обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее – сведения о расходах).

Сведения о расходах представляют лица, замещающие должности, замещение которых влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детейчасть 1 статьи 3 Закона № 230-ФЗ, пункт 31 Указа
№ 310Представить не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о расходахНепредставление указанных сведений или представление заведомо ложных сведений является правонарушением, влечет освобождение гражданского служащего от замещаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности.Конфликт интересовВ случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя, а также непосредственного руководителя в письменной формепункт 12 части 1 статьи 15 и часть 3 статьи 19 Закона
№ 79-ФЗ, часть 2 статьи 11 Закона № 273-ФЗПроинформировать представителя нанимателя в письменной форме о возникновении личной заинтересованностиНевыполнение обязательства является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересовчасть 4 статьи 19 Закона № 79-ФЗ  Уведомление о склонении к коррупционным правонарушениямГражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушенийчасть 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗУведомить представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушенийНевыполнение является правонарушением и влечет увольнение с гражданской службы либо привлечение к иным видам ответственности.Получение подарков, услуг, наград и иных благНе допускается дарение гражданским служащим подарков, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностейстатья 575 Гражданского кодекса Российской ФедерацииПередать по акту в государственный орган подарок, полученный в связи с протокольными и иными официальными мероприятиямиНарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Запрещается получать от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознагражденияпункт 6 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ  Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Республики Северная Осетия-Алания и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность, либо в Управление делами Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Гражданский служащий может не сдавать подарок, стоимость которого не превышает три тысячи рублей. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупитьпункт 6 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ,

Распоряжение
№ 69-рг  Запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц.

Исключение составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациямипункт 7 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ  Запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в должностные обязанности гражданского служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Исключение составляют научные званияпункт 11 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗПолучить письменное разрешение представителя нанимателяНарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Выполнение иной работыЗапрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным закономпункт 1 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Запрещается осуществлять предпринимательскую деятельностьпункт 3 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором гражданский служащий замещает должность, за исключением случаев, установленных федеральным закономпункт 5 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Запрещается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательствомпункт 16 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательствомпункт 17 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗПолучить письменное разрешение представителя нанимателяНарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересовчасть 2 статьи 14 Закона № 79-ФЗУведомить представителя нанимателя до начала выполнения иной оплачиваемой работыНарушение запрета является основанием для применения мер дисциплинарного взыскания.Владение акциями и иными ценными бумагамиВ случае если гражданский служащий владеет приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) и это может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управлениечасть 2 статьи 17 Закона № 79-ФЗ, часть 6 статьи 11 Закона № 273-ФЗОбратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения решения комиссии о необходимости передать ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управлениеНарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской ФедерацииГражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»часть 11 статьи 17 Закона № 79-ФЗПринять меры по закрытию счетов (вкладов), а также прекращению права владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментамиНарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Трудоустройство бывших государственных служащихГражданин после увольнения с гражданской службы не вправе в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов.

Данное ограничение распространяется на бывших государственных служащих, которые были обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характерапункт 1 части 3 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ, часть 1 статьи 12 Закона
№ 273-ФЗ, Указ
№ 925Получить согласие комиссии по урегулированию конфликта интересовЗа нарушение бывшими государственными служащими установленного порядка трудоустройства применяется административная ответственность, предусмотренная статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).Гражданин в течение двух лет после увольнения с гражданской службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Данное ограничение распространяется на бывших гражданских служащих, которые были обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характерачасть 2 статьи 12 Закона № 273-ФЗ, статья 64.1 Трудового кодекса Российской ФедерацииВ течение двух лет после увольнения с гражданской службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службыНесоблюдение данного требования влечет прекращение соответствующего трудового договора (ч. 3 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностейпункт 2 части 3 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Административная и уголовная ответственность, предусмотренная, в том числе, статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), статьей 13.14 КоАП РФ.Политическая, общественная и профсоюзная деятельностьГражданский служащий обязан соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организацийпункт 7 части 1 статьи 18 Закона
№ 79-ФЗ Выполнение требований к служебному поведению является обязанностью гражданского служащего. Соответственно, их несоблюдение является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Запрещается использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдумапункт 12 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего. Исключение составляют случаи, когда подобное публичное выражение отношения входит в должностные обязанности  гражданского служащего

пункт 13 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Исключение составляют профессиональные союзы, ветеранские организации и иные органы общественной самодеятельностипункт 14 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службыГражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединенийчасть 2 статьи 18 Закона № 79-ФЗ Выполнение требований к служебному поведению является обязанностью гражданского служащего. Соответственно, их несоблюдение является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органачасть 4 статьи 15 Закона № 79-ФЗ Невыполнение обязательства является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Запрещается замещать должность гражданской службы в случае избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органепункт 2 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Использование информацииЗапрещается разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинствопункт 7 части 1 статьи 15 Закона
№ 79-ФЗ Невыполнение обязательства является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностейпункт 2 части 3 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Административная и уголовная ответственность, предусмотренная, в том числе статьей 183 УК РФ, статьей 13.14 КоАП РФ.Использование государственного имуществаЗапрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам

пункт 8 части 1 статьи 17 Закона
№ 79-ФЗ Нарушение запрета является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.Родственные отношения на гражданской службеГражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другомупункт 5 части 1 статьи 16 Закона  № 79-ФЗ Нарушение ограничения является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

123

4http://rso-a.ru/protivodejstvie-korruptsii-2/metodicheskie-materialy